Тот самый Ил-2 нашего Героя
Корабельный зенитный ракетный комплекс, морские бомбы и гальваноударная мина, восьмиметровая торпеда – вся эта габаритная военная техника находится не на полигоне, где ведутся испытания вооружения, а в филиале Национального музея республики им. А.Тахо-Годи в Буйнакске. Здесь история Военно-Морского Флота, авиации и пехоты (более 2,5 тысячи экспонатов), словом, всех видов войск России.
Местный Музей боевой славы был основан в 1985 году, и носит имя Героя Советского Союза Юсупа Акаева. Весь материал собран поисковым клубом, который также назван в честь выдающегося летчика-штурмовика. Само здание – историческое, построено еще в 1835 году. По словам директора учреждения, председателя Совета ветеранов и Совета старейшин Буйнакского района, начальника штаба ТОКСа и Юнармии Абдулы Магомедова (на снимке), раньше здесь размещался штаб Первого Дагестанского конно-иррегулярного полка. Командовал этим штабом племянник генерала Петра Багратиона – Иван. И у него, кстати, гостил старший из Дюма.
С распадом СССР территорию, где располагается здание, хотели приватизировать, но благодаря содействию командира регионального штаба ТОКСа генерал-майора Омара Муртазалиева ее удалось отстоять.
Абдула Абасович многие годы занимается поиском без вести пропавших воинов. В свое время он служил в Севастополе, имеет доступ к военно-морским архивам и потому считает своим прямым долгом отыскать каждого, кто сражался за Победу. Благодаря ему нам стали известны новые подробности боевой службы найденного на дне Керченского пролива самолета Юсупа Акаева времен Великой Отечественной войны. Скоро он станет, пожалуй, главным музейным экспонатом филиала ДГОМ: по просьбе председателя Собрания депутатов Буйнакского района Данияла Шихсаидова Минобороны России передало фрагменты Ил-2 нашему музею.
— Я учился в Буйнакской школе №5 и хорошо помню, как город прощался с Юсупом. Для нас он был кумиром, мы все равнялись на него. И когда стало известно о том, что найдена боевая машина нашего земляка, радости моей не было предела, — вспоминает директор.
Он также рассказал, что на самом деле Акаевский бомбардировщик обнаружили в 2012 году, до известных событий в Украине, а неподалеку от него — еще несколько самолетов. Через два года, после возвращения Крыма в Россию, коллеги из Союза поисковых отрядов России сообщили Магомедову: «подводные исследователи в ходе проведения плановых работ в акватории Керченского пролива, прилегающей к Таманскому полуострову, обнаружили хорошо сохранившийся, лежащий на грунте Ил-2». Поисковики знали, что в Дагестане есть музей имени Юсупа Акаева, поэтому сочли логичным, что он должен быть доставлен на родину Героя.
Реконструировать и оставить самолет у себя хотели и сами крымчане, поскольку дагестанец защищал их город. На него претендовали и Москва (в столице есть Музей военной техники времен Отечественной), и Самара, где в годы войны собирались боевые машины такого типа, и Санкт-Петербург, считающий летчика героем Балтийского флота. Его имя записано золотом в музее Славы среди имен других Героев Советского Союза – защитников Ленинграда.
К сожалению, не все знают и то, что командир полка дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян, который был близким другом Юсупа Акаева, хотел представить его ко второй Звезде Героя за подвиги на Балтийском флоте, но не успел – погиб в одном из воздушных боев.
Операция по подъему и доставке самолета в Буйнакск требовала финансовых затрат. Были составлены план мероприятий и перечень работ по восстановлению Ил-2. Трижды Абдула Абасович выезжал в Севастополь. Начальник Буйнакской автошколы помог с транспортом, не остались в стороне и районные власти.
Штурмовик подняли с помощью вспомогательного судна КИЛ-158. Было задействовано и специальное судно с подъемным краном. Боевые истребители данной модели широко использовались во время войны. Они считались грозными самолетами, немцы называли их черными танками.
Повреждений от пуль на фюзеляже нет. Из передней части еще остались винт, лопасти (искривленные), пулеметная турель (в составе экипажа был стрелок-радист Слепцов), из крыльев – только один ободок, а вот шасси передние хорошо сохранились. 73 года пролежала в воде резина – и ничего. Удар же, как было установлено по архивным данным, пришелся по хвостовой части, выполненной из дерева.
Все эти фрагменты хранятся пока в городском историко-краеведческом музее. Реконструировать самолет не будут, разве что ржавчину уберут ортофосфорной кислотой, а чтобы он не подвергался коррозии в дальнейшем, обработают грунтовкой. Останки Ил-2 как документальное свидетельство тех событий – это достояние республики.
У Абдулы Магомедова сохранились архивные фотографии, на которых командир авиаэскадрильи Юсуп Акаев запечатлен в морской офицерской фуражке, среди боевых друзей. Их не найти в Интернете. Личных вещей, увы, нет, но есть награды того времени и форма русского офицера. Такой китель носил когда-то наш прославленный ас.