Три «валюты» трафика: деньги, время и эмоции
Почти незаметно социальные сети изменили наше взаимодействие друг с другом. Они породили не только новый тип общения, но и возможности, масштабы которых могут как пугать, так и впечатлять. О том, что из чего складывается в современном интернет-трафике, на что способны соцсети и какую пользу они могут принести республике, мы поговорили с одним из спикеров III Российского интернет-форума «РИФ.Кавказ-2017», проходившего недавно в Каспийске, бизнес-тренером и автором обучающих курсов по интернет-маркетингу и PR в соцсетях Сергеем Кузьменко (на снимке).
— Сейчас много говорят о важности привлечения интернет-трафика. Если простыми словами, что это такое?
— Трафик — это внимание людей, помноженное на единицу времени. Например, в Инстаграме одна женщина создала страницу с рецептами, у нее миллион подписчиков. У этой женщины нет своего сайта, но есть огромный интерес аудитории — люди тратят время на ее посты, лайкают, комментируют, испытывают эмоции. У трафика три составляющие: деньги, время и эмоции. Трафик – это новая нефть. И те, кто понимает его механизмы, уже давно работают на себя и хорошо зарабатывают. К сожалению, государство не готовило умелых управленцев в этой сфере, и только в последнее время через такие инициативы, как «РИФ. Кавказ», начались подвижки. Кстати, Дагестан — одна из немногих республик, которая ставит эти вопросы на государственном уровне. В то же время мы видели, как на наших выступлениях на форуме едва заполнялось ползала. Это говорит о том, что людям до сих пор кажется, что Интернет и соцсети – это несерьезно.
— Объясните, насколько это важно.
— Соцсети – это не игрушка. В России это доступ к миллионам людей. Задумайтесь, по статистике 80% аудитории Интернета сидит в социальных сетях. И на каждой платформе – Одноклассники, Фейсбук, Вконтакте, Инстаграм – есть свои механизмы точечного донесения посланий до населения. На самом деле продвижение в соцсетях — это мощнейшая система управления не только продажами, но и политическими процессами. Чему яркий пример — история с Украиной: cначала создается идея, потом она визуализируется и средствами таргетированной, то есть целенаправленной рекламы и публикаций в соцсетях, достигает целевой аудитории. Недавний пример — выборы Трампа в США. Есть масса материалов, что эти выборы выиграли таргетологи. Они определили целевую аудиторию, создали «под нее» материалы и донесли их. Другой пример — Брексит – отделение Великобритании от Европейского союза. Там тоже население специально «прокачивали» информационно при помощи таргетинга в Фейсбуке. При помощи этих инструментов можно привлечь людей к чему угодно. От продажи свадебных платьев до сбора денег на лечение больного.
— Выходит, вся проблема в кадрах. Кто же нам нужен?
— Цифровые управленцы. В Фейсбуке два миллиарда профилей людей, все что-то выкладывают в сеть. Но нужны люди, которые будут не просто постить свои картинки, текст, видео, а делать это согласно целям и задачам некой организации — компании, продающей диваны, или регионального министерства. Таких специалистов мало, их нужно готовить. Это дизайнеры, копирайтеры, таргетологи, которые донесут нужную информацию не до всех, а исключительно до целевой аудитории – то есть до тех людей, которые эту информацию воспримут и среагируют.
— Насколько этому сложно обучиться?
— Это может делать любая домохозяйка. Но не делает, потому что системы постоянно усложняются: каждый день — новые настройки. Нужно держать руку на пульсе. Планета SMM стоит на трех китах – это создание контента, донесение и коммуникация. Последний аспект не менее важен. Например, вы создали и продвигаете в соцсети некую идею или товар, но у людей к этому негативное отношение. Они задают вопросы, а на них никто не отвечает. Это неправильная тактика. Нужны коммуникаторы, которые будут «ходить» по репостам и вступать во взаимодействие с аудиторией – комментировать, пояснять.
— Может ли журналист газеты быть одновременно SMMщиком?
— SMM — продвижение газеты в соцсетях — это совсем про другое. Объясню на примере вашего издания. Сейчас газета «Дагестанская правда» работает по модели «все для всех» — все статьи адресованы всем читателям. А нужно работать целенаправленно. Подготовили, например, статью про мам с детьми – заходите в Одноклассники, выбираете в рекламном кабинете категорию пользователей «Мама с детьми», и показываете статью именно этой категории читателей. Они приходят на вашу страницу, комментируют, делятся с другими людьми. Параллельно специалист «ходит» по этим репостам и вступает в коммуникацию с читателями, где-то «разжигая» тему, где-то наоборот. Параллельно то же самое делаете во Вконтакте, в Инстаграме, Фейсбуке. И так нужно поступать с каждым опубликованным материалом. Не один раз в месяц, а каждый день. Ваше СМИ превращается в этакую горнопроходческую машину – она буравит соцсети, каждый резец работает со своей породой.
— В итоге мы получаем СМИ совершенно нового образца?
— Совершенно верно. Но прелесть в том, что перевод старого типа СМИ в новый можно осуществить буквально завтра. Для этого не надо ничего придумывать. Все механизмы уже отработаны.
— Давайте возьмем конкретную задачу – привлечь туристов в нашу республику. Дагестан, как известно, долгое время был регионом с негативным информационным фоном. Можно ли это изменить средствами SMM?
— Проблема здесь в неправильных новостях. Про успехи республики никто не знает, а как только какое-то ЧП – знает вся страна. Например, у вас есть горнолыжный курорт, но кто об этом знает? Я горнолыжник со стажем. Был в Грузии — в Гудаури, Местиа. Но я вообще не знал, что рядом есть Дагестан с горнолыжным курортом. Почему? Потому что, во-первых, вы не создаете про это контент (статьи, видео) и, во-вторых, не показываете его там, где есть ваша целевая аудитория – в туристических группах в соцсетях. Кто знает, что Дагестан – курортное место, что здесь есть море? Правда, мне здесь рассказали, что в сезон Каспийск и так перегружен туристами. Так что есть еще вопрос целесообразности такого привлечения. Вот свежий пример: вместе со мной в Дагестан приехали специалисты со всей России. Сидим в кафе, но никто не знает, что такое чуду, которые нам принесли. При этом про грузинские хинкали знают все. Потому что грузины занимаются популяризацией своей кухни.
— Почему соцсети стали популярны именно в последние 3-4 года?
— Раньше это был удел узких специалистов – техногиков, а теперь в соцсети приходят неграмотные массы, часто не умеющие даже читать и писать. Они привыкли наговаривать сообщения в мессенджере и отсылать. Сейчас в соцсетях эпоха видеоконтента, потому что туда подтягиваются неграмотные низы, которые не будут читать тексты. Им не то что неинтересно, а просто, как говорится, «голова болит» от слов. Они лучше видео посмотрят. Этот тренд одновременно связан и с технологиями, и с тем, что видео передает эмоции. А эмоции — это одна из трех «валют» трафика.
— Чего нам ожидать в ближайшие годы?
— Теперь вам доступны люди в соцсетях, а это в Фейсбуке – 2 миллиарда, 700 миллионов — в Инстаграме, 100 миллионов – Вконтакте. Начинается массовый интернет-маркетинг. Раньше были свадебные журналы, а сейчас каждый, кто открывает свадебный салон или даже маленькое кафе, создает страницу в Инстаграм и начинает себя рекламировать. Появилось гигантское информационное поле, и оно рождает большой информационный спрос.