Тухум, адат, джамаат
В те годы, когда Россия побеждала Турцию на море и на суше и готовилась вернуть отданные императрицей Анной Иоанновной территории на Северном Кавказе, Дагестан ни в политическом, ни в экономическом отношении не был целостной территорией.
Он был разбит на множество самостоятельных и полузависимых ханств: Аварское, Казикумухское, Мехтулинское и Дербентское, шамхальство Тарковское, уцмийство Кайтагское, владение кадия Табасаранского, султанство Елисуйское, владения Костекское и Аксайское. Кроме них, свыше 20 вольных обществ: Салатавское, Гумбетовское, Койсубулинское, Андийское, Калаляльское, Чамаляльское, Багуляльское, Ункратлинское, Дидойское, Ахвахское, Ратлухское, Анцухское, Капучинское, Хидатлинское, Тлейсерухское, Карахское, Акушинское, Мекегинское, Усишинское, Рутульское, Докузпаринское и Ахтыпаринское.
Территория Дагестана была разбита на мелкие, слабо связанные друг с другом самостоятельные владения с разнообразными формами социально-экономических отношений, начиная от полуфеодальных и кончая сравнительно развитым феодализмом с зачатками складывающихся товарно-денежных отношений.
В социальном отношении Дагестан также выглядел очень пестро. И если вглядеться в классовые отношения, можно установить следующую картину.
В тот период в ряде мест Дагестана еще существовало рабство. В шамхальстве Тарковском, в Аварском и Казикумухском ханствах имелись целые поселения рабов (аулы Катрух, Читрух, Ках и другие), но в целом рабство уже отмирало, и к середине XIX века сохранились лишь его следы.
В Нагорном Дагестане население считало себя вольным, но из среды скотоводов и родовых старшин стали выделяться группы богатеев и общинной знати, забиравшей горцев под свою зависимость.
Черты общинного строя ломались там, где уже оформились феодальные отношения. В таких местах Дагестана (а их было большинство) уже ярко очерчивались два класса: господствующий в лице ханов, шамхалов, уцмиев, беков, кадиев и с другой – эксплуатируемые крестьяне, делившиеся на три зависимые категории: 1) раяты, 2) чагары (крепостные крестьяне – горцы, жившие на землях беков и мало чем отличавшиеся по социальному положению от раятов), 3) свободные уздени, жившие на собственных землях и отбывавшие ханам и бекам повинности.
На раятов, чагаров ложилась вся тяжесть феодального гнета. Они обязаны были работать на землях феодалов и платить им разные подати. Шамхал, хан, уцмий и бек были неограниченными властелинами в своих владениях, могли отдать своих подданных в рабство или предать смерти.
Вот такие краткие данные, характеризующие классовые отношения в Дагестане и роль феодальных владетелей.
Тут следует подчеркнуть, что в общественной и политической жизни Дагестана огромнейшую роль играли до наших дней дожившие пережитки старины: тухумы, адаты, джамааты.
Тухум — это семейная община, вернее, союз родственников, соединявших в себе восходящие, нисходящие и побочные родственные линии мужского поколения. В некоторых местах он доходил до 15 родственных колен.
Дагестанский тухум — это прямой остаток родовой организации общества. Каждый имел своего единственного главу и особое родовое название, большей частью по имени основателя. Глава тухума, к которому все обращались за советами в житейских и семейных делах, отвечал за жизнь рода, наблюдал за поведением членов тухума, нарушителей законов предавал смерти или исключал из тухума. Все его члены отвечали за каждого и каждый за всех.
Такая форма организации была характерна для Дагестана.
Наряду с этой, почти нетронутой системой общинной организации, в остальной части Дагестана имелась иная ее форма — союзы вольных обществ.
Это уже следующая ступень развития тухума, когда в союзы обществ группировались люди уже не столько по родственным признакам, сколько по общей оседлости. В союзе обществ имелось уже до некоторой степени организованное частное сельское управление, созданное самим народом.
Джамаат селения соединял в себе несколько тухумов, и каждый выбирал судью из числа аула почетных стариков.
Тухум сохранился и на территории, подвластной ханам и бекам, и самим фактом своего существования сохранял живучесть старых обычаев (адатов), обрядов и порождал новые: обычай кровной мести и родового возмездия, соприсяжничество родственников на суде, ограничение права разделов и отчуждения, отстранение женщин от наследования и униженность их – все это порождалось существованием старых традиций и живучестью пережитков старины.
Большую роль в жизни гор в то время играл адат. Это обычное право, неписаный, выработанный житейским опытом, передаваемый изустно из поколения в поколение закон. Он являлся основной, регулирующей и направляющей силой в общественной и политической жизни горского населения.
Единого адата для всего Дагестана не существовало, почти в каждом обществе, каждом ауле имелись свои адаты, заметно отличающиеся друг от друга.
Все личные обиды, преступления, убийства, насилие, нарушение общественного порядка у горцев не подлежали обсуждению в общественном порядке. Личное право в разрешении всех этих вопросов адатом становилось выше всего.
Возьмем такой факт, как наказание преступников. Адат здесь допускал кровомщение не только по отношению к виновным, но и к его родственникам – родственнику убитого или пострадавшего предоставлялось право умертвить или убийцу, или кого-либо из его родных. Те, кто пострадал, в свою очередь опять должны были мстить кровью, и, таким образом, убийства продолжались бесконечно, право кровомщения переходило от одного колена к другому. Кровничество возникало даже между отцом и детьми: если отец убивал одного из своих сыновей, то другие сыновья мстили ему за смерть брата.
Согласно адату, дети находились в полной зависимости от отца до самой его смерти и не смели без разрешения даже садиться в его присутствии. Младший брат также не мог себе этого позволить в присутствии старшего брата, а женщина в горском быту была главной дома, в поле и в саду.
Гнет местных феодалов, живучесть и господство отсталых отношений, грабежи и насилие завоевателей – все это тяжелым бременем ложилось на плечи горцев. И иноземцы это тяжелое положение использовали для захвата дагестанских земель.
Выгодно это было и местным феодальным владетелям. Внутри страны они были за сохранение старины, а в отношениях с завоевателями руководствовались лишь своими интересами. Часть дагестанских владетелей со своими выгодами ориентировалась на Персию, часть – на Турцию, часть – на Россию.