А еще отмечал, что если основной проблемой социалистической экономики с её вечным дефицитом всего было производство, то главной проблемой капиталистической экономики является сбыт. Были бы деньги, а подрядчиков и поставщиков, желающих возвести и оснастить вам самое современное предприятие любого профиля, выстроится очередь. Вопрос в одном – куда и кому потом реализовывать продукт?
***
Все эти высказывания были реакцией на вал ничем не обоснованных предложений строить в республике и то, и другое, и третье, и конечно же, инновационно. Воспоминания же о них невольно возникли у меня несколько дней назад, когда на сайте РИА ”Дагестан” прочёл сообщение, подхваченное впоследствии и другими дагестанскими СМИ, где обсуждалась проблема со сбытом продукции, возникшая у новенького с иголочки Дагестанского завода металлических труб (ДЗМТ), что в прошлом году был возведён в селении Новый Кумух Буйнакского района.
***
Прежде всего меня удивил сам факт появления такой проблемы у частного, насколько понимаю, а не государственного или муниципального предприятия. С ними-то всё понятно — деньги есть, ума не надо. Главное – освоить. Но в рассматриваемом случае речь идёт о своих кровных. Вроде как хозяин должен семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать. “Мерить” прежде всего означает составление толкового бизнес-плана, основанного на качественном маркетинге. И только потом финансирование, проектирование, строительство… А тут?
На заседании вице-премьер посоветовал руководству ДЗМТ развернуть рекламную кампанию, чтобы люди знали о существовании в республике такого производителя, а также создать при заводе коммерческий отдел, который стал бы продвигать продукцию на рынке. Заодно он обратился к присутствующим руководителям предприятий с пожеланием “по возможности” приобретать продукцию ДЗМТ. Вот только поможет ли это?
***
Безусловно, предприятию с многомиллионным оборотом необходимы и реклама, и работа непосредственно с потребителями. Даже странно, что кому-то приходится обращать на это чьё-то внимание. Но не менее странно и другое.
Во-первых, высказанное на совещании мнение, что потенциальные покупатели не в курсе появления в республике своего производителя. Конечные потребители и трейдеры, регулярно закупающие определённый продукт, всегда отслеживают его рынок. Поэтому с абсолютной достоверностью можно утверждать, что хабар о ДЗМТ дошёл до подавляющего большинства из них ещё на стадии строительства.
Во-вторых, как известно, можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить её пить. Поэтому обращение вице-премьера к представителям предприятий с просьбой (требовать-то невозможно) закупать продукцию бедствующего производителя вряд ли способно хоть как-то поправить ситуацию. К примеру, потребители наконец-таки узнали о существовании ДЗМТ.
Тогда для чего их уговаривать, если причина действительно была лишь в неинформированности? Разве вся эта публика и без просьб свыше не должна сразу же атаковать администрацию предприятия с просьбами о поставках?
***
Другое дело, если бы у потребителей спросили: а почему это вы, ребята, не желаете покупать дагестанские трубы, непатриотично отдавая предпочтение другим производителям? Но, судя по всему, такой вопрос, который буквально напрашивается, почему-то задан не был. Причину игнорирования продукции ДЗМТ можно было бы узнать, посетив, к примеру, металлобазу, что расположена в Махачкале на территории бывшего Госснаба, где обитает множество трейдеров. Думаю, результаты визита развеяли бы туман в этом интересном вопросе. А вдруг, не дай бог, причина системная и заводу в обозримом будущем вообще не суждено выйти из того ступора, в котором он оказался?
***
Законы экономики столь же незыблемы, что и законы естество-знания. Фундаментальнейший из них – субъект стремится получить максимум благ при минимуме издержек. Все остальные изощрения экономической мысли заключаются в поисках оптимума в соотношениях между этими показателями для тех либо иных условий. В нашем случае при всех прочих равных условиях (а разве не это подразумевается по умолчанию?) мы имеем продукт не только, по утверждению представителя ДЗМТ, стоящий дешевле, чем у других производителей, но и, что очевидно, требующий меньших транспортных издержек от потребителей. Однако они почему-то продолжают ездить за ним в дальние края. Но “такого не может быть, потому что не может быть никогда”. А может, в Дагестане действуют свои — “суверенные” — экономические законы? Тогда в чём они заключаются?
***
Стратегия развития республики предусматривает сотни миллиардов вложений в мощности по производству товаров и услуг. Ладно бы только за счёт частных инвесторов, которые в принципе сами должны разбираться со своими проблемами. Существенную долю в них занимает и государство – налоговые льготы, субсидирование кредитных ставок, выдача гарантий под кредиты, финансирование инфраструктуры. И что? Сначала понастроим «в целях насыщения рынка» и «повышения безопасности», а потом будем чесать затылки и проводить совещания с неопределёнными результатами? Первый звонок уже прозвенел.