У Дагестана доброе, мудрое, открытое лицо
Какое оно, лицо кавказской национальности? Ответ ищите в фотодокументальной выставке «Лицо кавказской национальности», проходящей в эти дни в Сочи.
Кого вы видите на черно-белых снимках? Каждая черточка, оставленная временем на их давно немолодом лице, – история, судьба поколения. Это наши аксакалы, о них мы говорим – наш баракат республики.
Вот идут по горной тропинке уже немолодые горянки. Одна с кувшином на плече, другая с мешком за спиной. И, кажется, идут они легко, будто и нет у них никакой ноши. Привыкшие к тяжелому физическому труду, они и представить не могли, что через несколько десятков лет жизнь во многих селах кардинально изменится: потечёт в доме вода, не придется греться кизяком, а по этой самой дороге будут ездить автомобили, и не надо больше выкрикивать в окно имя соседки, можно позвонить по мобильному.
А сейчас они на фотографии улыбаются, то ли мне, то ли фотографу. На щеках ямочки, а по уголкам глаз разбежались морщинки. А вот еще: стоят пожилые горцы, и все в папахах. Да, папаха для горца – это не просто шапка, это предмет гордости и чести, ее ни в коем случае нельзя обронить или потерять. И здесь в горах от аксакалов можно еще услышать фразу: «Лишиться папахи можно только вместе с головой!».
Дагестанцы умели не только отважно воевать, но и строить, созидать, беречь. И мы это видим на портретах, видим по их открытым и светлым лицам. И быть лицом кавказской национальности – это звучит гордо!
Зрителям на выставке представили более ста черно-белых фотографий сорока авторов, выполненных в период 1930-2000 гг. Собраны они кураторами фотопроекта Джамилей Дагировой и Заремой Дадаевой из самых разных источников: семейные и частные архивы, работы дагестанских фотохудожников и любителей…
Фотодокументальная выставка «Лицо кавказской национальности» – это проект художественной галереи современного искусства «Первая Галерея». Именно там она была представлена впервые в 2001 году, за годы работы объездила множество городов и стран. В выставочном центре «Наследие» КЭЦ «Моя Россия» на Роза Хуторе в Сочи фотовыставка проходит при содействии Национального музея РД им. А.Тахо-Годи.
Автор и куратор проекта Джамиля Дагирова рассказывает, что выставка вызвала бурную реакцию и самые противоречивые эмоции и отклики в обществе.
— Мы, сами того не подозревая, зацепили зрителей за живое. Преследуя фактически единственную цель – рассказать и показать истинную правду, истинное лицо Кавказа россиянам, чтобы сломить навязанное нам клише, – выставка обернулась и для нас, дагестанцев, не менее важным и полезным уроком. Она стала зеркалом для народа. В ней мы видим себя настоящими, такими, какими были наши предки и какими мы должны остаться, чтобы выражение «лицо кавказской национальности» приняло иные, положительные оттенки. Мы видим лица пожилых горцев и горянок, жителей аулов Дагестана вне постановочной фотографии, а как красноречивый и правдивый образ, печать характера и ментального портрета народа, – говорит она.
Наша республика во все времена привлекала писателей, художников, путешественников. Многие из них увезли с собой частичку Страны гор и оставили нам свои наблюдения, которые также представлены на выставке. Так, русский писатель, путешественник, этнограф Евгений Марков в произведении «Очерки Кавказа» писал о дагестанцах: «Вечная борьба, вечная война, вечные опасности окружают его с первых дней его детства. Двухлетним ребенком он выползает на свою родную крышу, висящую над пропастью, ежеминутно подвергаясь гибели, закаляя свой глаз и свое сердце этим постоянным созерцанием ее… Отца его нет дома, мать его с вязанкой дров на плечах спускается на его глазах из леса через головоломные пропасти, куда он с 5 лет будет таскаться за ней. В 10 лет он пасет на заоблачных альпах стада своего отца, лазает по ледникам, торчит, как коза, на остриях утесов, купающихся в синем небе, на отвесных скатах гор, цепкий, как коза, бесстрашный, как коза, и, как коза, неутомимый. Великая школа природы кругом него, и он изумленно всматривается в нее, он глубоко запечатлевает в своем чутком сердце ее суровые поучения».
Подобные высказывания, как и фотографии, для многих нашу республику открывают по-иному. Возможно, для некоторых выставка с названием, ставшим неприятным на вкус, станет первым знакомством с Дагестаном.
— Дагестан – один из древнейших регионов Кавказа, он имеет мощное культурное и материальное наследие, традиции, ярко выраженную ментальность. Люди, населявшие эту землю еще 100 тыс. лет назад и населяющие ее по сегодняшний день, не похожи на своих соседей, – комментирует Джамиля Дагирова. – Волею обстоятельств в конце ХХ века им вдруг стало отказано называться в обществе дагестанцами, горцами. Народам Дагестана, а их более 30 народностей, так же, как и остальным народам Кавказа, было дано одно название – «лицо кавказской национальности». Наций и народов на Кавказе более 100 – так почему же все на одно лицо? Стереотип, прочно утвердившийся в сознании большинства россиян, позволяет легко манипулировать и управлять сложными общественными и политическими процессами. Большая ответственность за это лежит на средствах массовой информации. Общество лишено объективной информации о Кавказе, ко всем – очень разным древним народам Кавказа – приклеили ярлык «ЛКН», взвалив на них ответственность за всё негативное, что происходит в обществе. Огромный вклад народов Кавказа в мировую культуру, великие и трагические события истории, многовековая дружба народов в едином союзе оказались сброшенными со счетов. Печать «лица кавказской национальности» препятствует цивилизованному развитию каждого из народов Кавказа, а последствия скрытого неравенства и предвзятого отношения еще предстоит преодолеть не одному поколению кавказцев. Каждый должен ломать этот стереотип посредством своей культуры, искусства, добрых дел и поступков, – считает автор проекта.
Лица аксакалов заставляют задуматься о многом, и в голове возникает десяток вопросов, ответы на которые спрятаны в седине, складках на лице, руках. Здесь нет молодых лиц. Куратор проекта говорит, что выбор не случаен. Фотографии отбирались из нескольких сотен самые «говорящие», живые.
— Выше всех законов и порядков в Дагестане считался закон уважения к старшим, беспрекословное послушание, авторитет их мнения. Именно к ним обращен проект, ведь старики вне политики, они – честь, мудрость, носители исторической памяти народа. Их лица не лгут, они – зеркало нации, образ отдельно взятого народа, – говорит Д.Дагирова. – И выставка получилась всенародная. Люди стали сами предлагать фотографии из семейного архива. Любой вид искусства по-своему интерпретирует происходящие события. Фотография же – это своеобразный документ. Она констатирует, не добавляя баллов. Галерея лиц дагестанских стариков дает красноречивую и объективную информацию о том, кто же они – горцы. Доказывает, что у Кавказа, у Дагестана красивое, доброе, мудрое, очень миролюбивое и открытое лицо.