У каждого — своя культура

В обществе почему-то сложилось негативное отношение к массовой культуре. Такого рода культура значится на обочине интересов даже просвещенных культурологов и политиков - им кажется, что она лишена эстетических ценностей. Такая точка зрения бытует давно. Следовательно, верховенствует идея о праве на существование только элитарной культуры.
Но бесспорна следующая истина: наряду с элитарной культурой функционирует и массовая. Раз она есть, то мы не имеем права не замечать ее. Нельзя противопоставлять элитарную и массовую культуры — у каждой из них свой статус. Наоборот, они должны взаимовлиять и взаимообогащаться.
Элитарная культура в результате исторического процесса формируется из той же массовой культуры. Массовая культура понятна широким массам. А вот элитарная культура характеризуется профессионализмом, приобретает особую интеллектуальную направленность, действует по своим специфическим законам. Поясним это на примерах. Фольклорный танец нам всем понятен. А вот балет — далеко не всем, хотя он тоже является танцевальным искусством. Здесь уже нужны специальные знания по теории балета.
Балет — элитарное искусство. Или же возьмем музыку. Народные мелодии нам легко доступны. А вот рапсодия, кантата, оратория, симфония, требуют музыкальных знаний, и это тоже элитарная культура.
Сама массовая культура изначально заложена в человеке — она проявляется с самого детства. Например, фольклор. Нам не составляет никакого труда приобщиться к его богатому духовному миру, потому что фольклор создан массово. Но это отнюдь не означает, что массовая культура в содержательном отношении относится к второму сорту и она бедна в своих ценностях. Такая установка — субъективная. Просто у массовой культуры свои специфические законы, категории и критерии. Некоторые получают больше эстетического удовольствия от выступления фольклорного ансамбля, чем от великолепного выступления профессиональной оперной группы. И никто не вправе критиковать почитателя фольклорного коллектива за то, что он не приобщился к оперному искусству.
Элитарная и массовая культуры полезны только тогда, когда их содержательность и идейность направлены на формирование в людях благородных качеств. Следовательно, в такой концепции обе культуры нужны в одинаковой степени.
Начало демократических преобразований в России одновременно коснулось и культуры — элитарной, массовой. Деятели культуры получили творческую свободу создавать художественные произведения. Однако не все художники верно поняли смысл творческой свободы — начали создавать то, что выгодно в материальном плане. В таких случаях искусство перестает быть искусством — оно превращается в дешевый товар.
Нецелесообразно создавать культуру по заказу: элитарную — отдельно, массовую — отдельно. Художники должны созидать по своим интеллектуальным возможностям, а потребители соответствующей культуры в обществе найдутся: кому — элитарная, кому — массовая.
Массовая культура занимает больше места в духовной жизни общества, чем элитарная. Но граница между ними склонна к изменчивости: чем образованнее общество, тем шире пространство элитарной культуры. В нашем российском обществе это направление развивается все активнее — все большее количество людей приобщается к формам профессионального искусства. Растет число музыкальных, художественных, хореографических и драматических заведений. Таким образом, элитарная культура становится общедоступной, следовательно, в конечном итоге она также может стать массовой.
Статьи из «Общество»
Один общий смысл

Сдельщик из Овального кабинета

За верность традициям мира

Чекисты на войне

Без отписок и пустых общений

Регламент

Мифы автомобилистов

На фронте и в тылу

Кто с мечом к нам придёт…

Этнокультура и дети
