У подводников не бывает могил…
Во время Великой Отечественной войны немало отважных сынов Дагестана воевали на подводных лодках. В год празднования 80-й годовщины освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков, мы хотим вспомнить об одном из них – махачкалинце, капитан-лейтенанте, старшем помощнике командира подводной лодки «Щ-213» Черноморского флота Василии Акимовиче Маргасюк.
К 80-летию освобождения Севастополя от немецко-фашистских оккупантов
Родился будущий герой-подводник в 1913 году в городе Порт-Петровске (ныне Махачкала).
Как многие мальчишки портового города, любил бывать на берегу моря, смотреть, как накатывают морские волны и тут же отступают назад.
Неудивительно, что после окончания школы Василий устроился на работу в Махачкалинский порт. Но душа требовала большего, и в 1932 году он поступает учиться в Военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде. Учеба давалась ему легко (сказывалась хорошая школьная база).
После окончания училища побывал в краткосрочном отпуске в родном Порт-Петровске, встретился со старыми друзьями. В октябре 1937 года направляется на Черноморский флот в город Севастополь, где получает назначение командиром БЧ-3 (минно-торпедная боевая часть) на подводную лодку «Щ-207».
Коллектив корабля тепло принял молодого офицера. Командование бригады выдает ему хорошую характеристику и в декабре направляет на Высшие специальные курсы командного состава подплава при Кронштадском учебном отряде им. С. Кирова. С самых первых дней службы Василий мечтал стать командиром подводной лодки, для этого у него было достаточно навыков. Но началась война, через семь месяцев его опять направляют на Черноморский флот помощником командира лодки «Щ-213».
Когда Маргасюк пришел на лодку, ей требовался ремонт, для этого надо было идти в г. Николаев, но командование направило в Одессу.
На второй же день после прибытия лодка взяла курс на Николаев. 4 июля 1941 года, несмотря на сильное волнение в море, чередуя надводный ход с подводным, «Щ-213» пришла в город. Во время перехода наш земляк грамотно нес вахту дежурного командира на мостике.
Это был первый длительный поход на новой лодке для Василия, он длился 17 суток. Старший лейтенант справлялся с обязанностями командира на отлично. Все команды подавал своевременно и четко, чувствовалось умение вовремя принять верные решения.
А первое боевое крещение принял 23 февраля 1942 года. Осуществляя поиск противника в надводном положении в районе Бургас-Босфора, командир обнаруживает вражескую двухмачтовую шхуну. Объявляется боевая тревога, все члены экипажа занимают свои боевые посты, производят торпедную атаку. Мимо. Цель стремительно удаляется. И тогда командир принимает решение атаковать ее артиллерией. Несмотря на то, что попасть по уходящей шхуне водоизмещением в 300 тонн непросто, да еще когда волны качают лодку из стороны в сторону, опытный командир, старшина С. Сергеенко всё же поразил цель, и она затонула.
Как выяснилось позже, был потоплен турецкий ТР «Чанкая», перевозивший 250 тонн груза из болгарского города Буркас в Стамбул.
6 и 8 марта в нескольких милях севернее Босфора в подводном положении лодка дважды попала в минные клещи и чудом выскользнула между ними – судьба уберегла наших подводников.
11 марта «Щ-213» благополучно прибыла в Туапсе.
На следующий день экипаж был награжден орденами и медалями. Командир корабля Д. Денежко и политрук А. Родимцев удостоились орденов Красного Знамени, старпом В. Маргасюк, командир БЧ-1 А. Шуст и другие офицеры – орденов Красной Звезды, многие старшины и краснофлотцы получили медали «За отвагу». Василию еще присвоили очередное воинское звание капитан-лейтенанта.
В марте немецкая авиация совершила налет на Туапсе с целью разбомбить корабли, стоящие в порту. Противовоздушная оборона города встретила врага всеми своими стволами, их поддерживали огнем и артиллерией надводные и подводные корабли. Благодаря четким и грамотным действиям бойцов и командиров немецкой авиации не удалось потопить ни один из наших кораблей, но повреждения были. При налете погиб командир Д. Денежко.
7 июня 213-я вышла в свой очередной боевой поход, взяв курс на Куру-Бурну под командованием нового командира, капитан-лейтенанта Николая Исаева.
На отрогах Кавказа идет война, в Крыму, истекая кровью сражаются моряки и бойцы Красной Армии, нуждается в помощи Севастополь.
Загрузив 26 тонн боеприпасов, 4 тонны продовольствия, 27 тонн бензина, лодка выходит в море.
Скорость маленькая, море неспокойное, изобилует плавающими минами, как немецкими, так и нашими. Моряки не всегда могли знать, где поставили мины наши корабли. С утра 1 июля лодка находилась в подходной точке фарватера № 3.
К часам одиннадцати ее атаковала немецкая авиация, на горизонте показались вражеские катера, идущие на сближение, сыпались глубинные бомбы. В вахтенном журнале зафиксировали 355 близких взрывов бомб и 930 отдаленных. Из-за отсутствия противолодочной обороны, навигационного оборудования фарватера и постов наблюдения лодка не смогла прорваться к Севастополю и доставить такой необходимый для города груз.
Вечером 3 июля командир получает приказ вернуться в Новороссийск, а груз выбросить в море! Это был самый тяжелый приказ, который получили моряки «Щуки» когда-либо. Но, как известно, приказы не обсуждаются.
7 июля лодка возвратилась в Батуми. До середины сентября 1942 г. «Щ-213» находилась в Поти на текущем ремонте. Потом перешла в Батуми и была готова выполнять новые боевые задачи.
28 сентября в первом часу ночи «Щука» вышла в свой первый после ремонта поход. Рано утром она должна была сообщить о своем местонахождении, но в назначенное время не вышла на связь. На вызовы базы не отвечала.
Но существует предположение, что в данном квадрате было потоплено иностранное судно. Более вероятно, что оно потоплено нашей «Щукой». Никто до сих пор не знает, при каких обстоятельствах и как погибла подводная лодка.
В морской глубине навеки оказались погребенными 43 члена экипажа, среди которых был и махачкалинец Василий Акимович Маргасюк.
Но как бы там ни было, мы уверены, экипаж и весь командный состав «Щуки» сражались мужественно, до конца выполняя свой долг перед Родиной.
У подводников могил не бывает, к ним цветов не приносят. Экипажи вместе живут, вместе погибают.
В 2008 году прошла информация, что якобы недалеко от побережья Румынии голландская и румынская команды исследователей обнаружили погибшую подводную лодку типа «Щ». Спустя время представитель команды заявил об окончательной идентификации лодки как «Щ-213». Она находится в восточной части минного заграждения, выставленного румынами вокруг Констанцы в середине июня 1941 г. Причина гибели – подрыв на мине. Эпицентр повреждений – кормовая оконечность ограждения рубки.
Вечная память подводникам, павшим при исполнении воинского долга перед Родиной!