Купить PDF-версию
02:22 | 05 ноября, Вт
Махачкала
X
08:45 25.06.2024

У подводников не бывает могил…

Абдулла Магомедов, научный сотрудник Буйнакского музея боевой славы
Выпуск - 2024 № 89
22

Во время Великой Отечественной войны немало отважных сынов Дагестана воевали на подводных лодках. В год празднования 80-й годовщины освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков, мы хотим вспомнить об одном из них – махачкалинце, капитан-лейтенанте, старшем помощнике командира подводной лодки «Щ-213» Черноморского флота Василии Акимовиче Маргасюк.

К 80-летию освобождения Севастополя от немецко-фашистских оккупантов

Родился будущий герой-подводник в 1913 году в городе Порт-Петровске (ныне Махачкала).

Как многие мальчишки портового города, любил бывать на берегу моря, смотреть, как накатывают морские волны и тут же отступают назад.

Неудивительно, что после окончания школы Василий устроился на работу в Махачкалинский порт. Но душа требовала большего, и в 1932 году он поступает учиться в Военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде. Учеба давалась ему легко (сказывалась хорошая школьная база).

После окончания училища побывал в краткосрочном отпуске в родном Порт-Петровске, встретился со старыми друзьями. В октябре 1937 года направляется на Черноморский флот в город Севастополь, где получает назначение командиром БЧ-3 (минно-торпедная боевая часть) на подводную лодку «Щ-207».

Коллектив корабля тепло принял молодого офицера. Командование бригады выдает ему хорошую характеристику и в декабре направляет на Высшие специальные курсы командного состава подплава при Кронштадском учебном отряде им. С. Кирова. С самых первых дней службы Василий мечтал стать командиром подводной лодки, для этого у него было достаточно навыков. Но началась война, через семь месяцев его опять направляют на Черноморский флот помощником командира лодки «Щ-213».

Когда Маргасюк пришел на лодку, ей требовался ремонт, для этого надо было идти в г. Николаев, но командование направило в Одессу.

На второй же день после прибытия лодка взяла курс на Николаев. 4 июля 1941 года, несмотря на сильное волнение в море, чередуя надводный ход с подводным, «Щ-213» пришла в город. Во время перехода наш земляк грамотно нес вахту дежурного командира на мостике.

Это был первый длительный поход на новой лодке для Василия, он длился 17 суток. Старший лейтенант справлялся с обязанностями командира на отлично. Все команды подавал своевременно и четко, чувствовалось умение вовремя принять верные решения.

А первое боевое крещение принял 23 февраля 1942 года. Осуществляя поиск противника в надводном положении в районе Бургас-Босфора, командир обнаруживает вражескую двухмачтовую шхуну. Объявляется боевая тревога, все члены экипажа занимают свои боевые посты, производят торпедную атаку. Мимо. Цель стремительно удаляется. И тогда командир принимает решение атаковать ее артиллерией. Несмотря на то, что попасть по уходящей шхуне водоизмещением в 300 тонн непросто, да еще когда волны качают лодку из стороны в сторону, опытный командир, старшина С. Сергеенко всё же поразил цель, и она затонула.

Как выяснилось позже, был потоплен турецкий ТР «Чанкая», перевозивший 250 тонн груза из болгарского города Буркас в Стамбул.

6 и 8 марта в нескольких милях севернее Босфора в подводном положении лодка дважды попала в минные клещи и чудом выскользнула между ними – судьба уберегла наших подводников.

11 марта «Щ-213» благополучно прибыла в Туапсе.

На следующий день экипаж был награжден орденами и медалями. Командир корабля Д. Денежко и политрук А. Родимцев удостоились орденов Красного Знамени, старпом В. Маргасюк, командир БЧ-1 А. Шуст и другие офицеры – орденов Красной Звезды, многие старшины и краснофлотцы получили медали «За отвагу». Василию еще присвоили очередное воинское звание капитан-лейтенанта.

В марте немецкая авиация совершила налет на Туапсе с целью разбомбить корабли, стоящие в порту. Противовоздушная оборона города встретила врага всеми своими стволами, их поддерживали огнем и артиллерией надводные и подводные корабли. Благодаря четким и грамотным действиям бойцов и командиров немецкой авиации не удалось потопить ни один из наших кораблей, но повреждения были. При налете погиб командир Д. Денежко.

7 июня 213-я вышла в свой очередной боевой поход, взяв курс на Куру-Бурну под командованием нового командира, капитан-лейтенанта Николая Исаева.

На отрогах Кавказа идет война, в Крыму, истекая кровью сражаются моряки и бойцы Красной Армии, нуждается в помощи Севастополь.

Загрузив 26 тонн боеприпасов, 4 тонны продовольствия, 27 тонн бензина, лодка выходит в море.

Скорость маленькая, море неспокойное, изобилует плавающими минами, как немецкими, так и нашими. Моряки не всегда могли знать, где поставили мины наши корабли. С утра 1 июля лодка находилась в подходной точке фарватера № 3.

К часам одиннадцати ее атаковала немецкая авиация, на горизонте показались вражеские катера, идущие на сближение, сыпались глубинные бомбы. В вахтенном журнале зафиксировали 355 близких взрывов бомб и 930 отдаленных. Из-за отсутствия противолодочной обороны, навигационного оборудования фарватера и постов наблюдения лодка не смогла прорваться к Севастополю и доставить такой необходимый для города груз.

Вечером 3 июля командир получает приказ вернуться в Новороссийск, а груз выбросить в море! Это был самый тяжелый приказ, который получили моряки «Щуки» когда-либо. Но, как известно, приказы не обсуждаются.

7 июля лодка возвратилась в Батуми. До середины сентября 1942 г. «Щ-213» находилась в Поти на текущем ремонте. Потом перешла в Батуми и была готова выполнять новые боевые задачи.

28 сентября в первом часу ночи «Щука» вышла в свой первый после ремонта поход. Рано утром она должна была сообщить о своем местонахождении, но в назначенное время не вышла на связь. На вызовы базы не отвечала.

Но существует предположение, что в данном квадрате было потоплено иностранное судно. Более вероятно, что оно потоплено нашей «Щукой». Никто до сих пор не знает, при каких обстоятельствах и как погибла подводная лодка.

В морской глубине навеки оказались погребенными 43 члена экипажа, среди которых был и махачкалинец Василий Акимович Маргасюк.

Но как бы там ни было, мы уверены, экипаж и весь командный состав «Щуки» сражались мужественно, до конца выполняя свой долг перед Родиной.

У подводников могил не бывает, к ним цветов не приносят. Экипажи вместе живут, вместе погибают.

В 2008 году прошла информация, что якобы недалеко от побережья Румынии голландская и румынская команды исследователей обнаружили погибшую подводную лодку типа «Щ». Спустя время представитель команды заявил об окончательной идентификации лодки как «Щ-213». Она находится в восточной части минного заграждения, выставленного румынами вокруг Констанцы в середине июня 1941 г. Причина гибели – подрыв на мине. Эпицентр повреждений – кормовая оконечность ограждения рубки.

Вечная память подводникам, павшим при исполнении воинского долга перед Родиной!

Статьи из «Победители»

Подвиг во имя Родины

14
_ Крым в годы Великой Отечественной войны был ареной ожесточенных сражений. В боях за Крым,...

«Наша Полина» – Патимат Микаилова

8
Суровый зимний день военного 1944 года. Немецкие самолеты...

Командир разведчиков

7
Этот сильный и мужественный человек прожил трудную, но достойную жизнь. После окончания двух курсов Буйнакского педучилища Магомед Гасанов работал учителем...

Бесстрашный защитник

18
Больше месяца мужественно сражались с фашистами воины Брестской крепости. Сами гитлеровцы...

За родной Кавказ!

49
Сегодня, 9 октября, наша страна отмечает 81-ю годовщину окончания битвы за Кавказ. Это день...

Назовём поимённо

14
Мы часто слышим словосочетание – никто не забыт, но не всегда обращаем внимание на его...

Разведчик Гасанов

17
Совсем скоро, в мае следующего года, мы будем отмечать замечательную памятную дату – 80-летие...

Хроника гибели лидера «Харьков»

23
Командованием ВМФ СССР 1 ноября 1928 года было утверждено...

Новороссийский рубеж

13
Город Новороссийск был освобожден Красной Армией 16 сентября 1943 года. До этого его долгое...

Легендарный танкист

14
Свой самый значимый подвиг на фронтах Великой Отечественной войны легендарный танкист...

Подвиг во имя победы

11
Советский танкист Анатолий Хуторянский (на снимке) в годы Великой Отечественной войны на...

Начало мирной жизни

9
В этот день, 2 сентября 1945 года, на борту американского линкора «Миссури» состоялось...