Учеба несёт радость
В преддверии Дня учителя в Дагестане определили самого талантливого педагога. В региональном этапе всероссийского конкурса «Учитель года -2020» победу одержала молодая, но уже имеющая безупречную репутацию в образовательных кругах Лариса Шихбабаева. Педагог рассказала, почему стала учителем и что она думает о современных школьниках.
Глядя на учителя английского языка многопрофильной гимназии № 30 г. Махачкалы, отличника образования РД Ларису Шихмурадовну, в очередной раз убеждаешься, что педагог – это благородный, интеллигентный и мудрый человек, стремящийся передать свой опыт и знания ребенку, который только учится быть взрослым. А какие качества нужно развивать в себе, она ежедневно показывает на собственном примере.
— В детстве я мечтала стать журналистом, но родители отговорили. В смутные времена быть представителем этой профессии считалось делом рискованным, – делится воспоминаниями педагог. – В итоге поступила на факультет иностранных языков ДГУ с мыслью, что в перспективе стану журналистом-международником.
На четвертом году обучения она вместе с однокурсниками проходила педпрактику в столичной школе № 7. Себя представляла в будущем переводчиком, но за короткий период педпрактики поняла, что педагогика – именно та сфера, в которой сможет раскрыть свой потенциал. Огромную роль в выборе направления сыграла любовь к детям, стремление научить их чему-то новому и помочь понять непростой мир, полный загадок.
— Я готовилась основательно, подбирала разнообразный материал, хотелось, чтобы занятие было не только познавательным, но и интересным, – вспоминает Л.Шихбабаева свой первый урок. – Несмотря на страхи, урок прошел хорошо.
Синтез триединства
За 12 лет педстажа Ларисы Шихмурадовны многое изменилось в системе образования, изменились дети и даже их родители. С детьми с «клиповым мышлением», как говорит педагог, на самом деле нелегко работать, ведь гаджеты – больше чем средство связи, это как говорят в народе – «продолжение руки».
— Тяжело представить нашу жизнь без техники и Интернета. Наша задача – научить пользоваться ими с пользой, а не в целях развлечения. Учить детей только по учебникам – дело довольно скучное, поэтому подбираю дидактический материал, делюсь ссылками на полезные ресурсы. Синтез триединства: учебник, учитель и в правильном русле используемый Интернет – лучший способ передать знания современным ученикам, – считает Шихбабаева. – Может показаться, что я тяготею к модернизации всего, однако, считаю, что основная часть нашей работы должна быть основана на традициях классического советского образования. Сегодня, к большому сожалению, учитель успевает только образовывать детей, воспитанию уделить внимание практически не представляется возможным.
Без погружения…
Получив образование при выходе из учебного учреждения, школьник должен уметь контактировать с жителями разных стран, говорить на иностранном языке. А по факту получается, что дети не владеют даже азами предмета и их родители вынуждены нанимать репетиторов, чтобы научить изъясняться.
— Иностранный язык одним детям дается тяжелее, чем другим, но любую способность в ребенке можно развивать,– уверена Лариса Шихмурадовна. – Просто надо делать упор на то, что конкретно интересно тому или иному ребенку. Если есть проблемы с письменной речью, то прошу ответить устно. Удерживать внимание больших групп детей сложно, поэтому в процессе обучения понимаешь, что просто правильнее использовать дифференцированный подход.
Учеба должна нести радость, пробуждать интерес к познанию и саморазвитию, а педагог должен любить учеников, свой предмет и лишь потом учить
Ученики Шихбабаевой на уроках говорят на английском языке, разве только разъясняя грамматические правила приходится переходить на русский язык. По мнению педагога, проблема незнания языка в том, что у них нет погружения в языковую среду. В прошлом году у нее была идея создать на базе лицея «Клуб разговорного английского языка», однако ввиду объективных причин идею не удалось воплотить в жизнь.
— Я училась в 39 лицее и с 8 класса целенаправленно изучала английский язык, затем углубленно изучала в вузе. Но во время языковой практики в США по программе Work and travel, рассчитанной на 4 месяца, стало очевидно, что для полноценного общения мало знать теорию. Американский английский существенно отличается от классического британского языка, которому учат в школах и вузах. Но уже спустя несколько недель испытываемый на первый парах шок проходит, и все знания, полученные в школе и вузе, применяешь на практике. Хотим мы того или нет, глобальный английский становится частью жизни и культуры современных школьников. Она советует обучающимся сохранять чистоту каждого языка – использовать как можно меньше англицизмов в русской речи, беречь языки народов Дагестана, по праву являющиеся достоянием республики.
Быть в мейнстриме
За звание лучшего учителя Дагестана боролись 15 учителей из разных муниципалитетов республики. На вопрос, что способствовало ее успеху, Лариса Шихмурадовна ответила, что, может, и прозвучит наивно, но с первого дня работы поставила перед собой цель – стать учителем года.
— По условиям конкурса заявку могут подать педагоги с 5-летним стажем работы. Впервые я приняла участие в нем в 2012 году и заняла I место, – рассказывает она. – Но радоваться было рано – в тот период вышел закон, согласно которому на федеральный этап конкурса допускались лишь победители, имевшие гранты. По решению Минобрнауки РД на конкурс отправили другого педагога. Я не расстроилась, подумала, что нужно выждать и подойти к конкурсу более подготовленной. Через пять лет решила попытать удачу во второй раз.
Лариса Шихмурадовна ранее стала победителем конкурса «Самый классный классный» (2010, 2018 гг.). Кроме того, в 2013 году одержала победу на конкурсе лучших учителей России. Участие в них для нее – скорее возможность порепетировать перед конкурсом «Учитель года». Она удивляется тем учителям, которые говорят, что их участие в конкурсе – случайность; к своей победе Шихбабаева шла целенаправленно.
— Такие конкурсы, как «Учитель года», по умолчанию предполагают движение, саморазвитие, подстегивают к тому, чтобы быть в мейнстриме, – говорит она. – Ты должен понимать, какие инновации есть в системе образования, каким требованиям должен соответствовать современный педагог. Есть вопросы, которые нас, учителей, интересуют как практиков. Многое связано с улучшением материально-технической базы. Но есть пункты, которые хотелось бы поменять. Например, создать зоны отдыха в школе для учеников и учителей. Траты на содержание зоны комфорта небольшие, но благодаря им у учителя появляется шанс не выгорать профессионально, а для учеников это своего рода перезарядка. Можно не нагружать учителя излишней писаниной, дать немного передохнуть, поговорить с ребенком, провести с ним воспитательную беседу. Понимаю, надзорным органам каждый раз нужно предоставлять определенный перечень документов, но так в образовании теряется воспитательный аспект.
Л. Шихбабаева уверена, что учеба должна нести радость, пробуждать интерес к познанию и саморазвитию, а педагог должен любить учеников, свой предмет и лишь потом учить. Она, конечно, любит всех своих подопечных, но особый интерес вызывает работа со старшеклассниками. Понимает, что под ее влиянием меняется их мировоззрение, жизненные позиции становятся крепче, они глубже и всесторонне изучают ситуацию, принимают взвешенные решения.
За плечами уже много побед, но самая большая победа для нее – успехи учеников и их желание посвятить свою жизнь педагогике, ведь оно возникает в том числе и благодаря личному примеру учителя. Не это ли самая лучшая оценка
работы педагога?