«Умными» должны быть не только светофоры
Установка комплексов фотовидеофиксации на дорогах помогает эффективно бороться с нарушениями ПДД. На улицах Махачкалы модернизировано 13 светофорных объектов, что включает в себя установку 56 транспортных и пешеходных светофоров, 18 обзорных видеокамер и 13 дорожных контроллеров.
В рамках цифровизации транспортной инфраструктуры установлено 12 комплексов фото– и видеофиксации нарушений ПДД и два «умных» пешеходных перехода. Внедрена система автоматизированного учета интенсивности и состава транспортных потоков. Все это в целом позитивно сказывается на безопасности дорожного движения.
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Джамбулата Салавова, Махачкалинская городская агломерация в 2021 году получила федеральную субсидию на внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Дагестан вошел в ТОП-15 регионов по объему полученных субсидий на развитие ИТС до 2023 года.
Несмотря на то, что проект по внедрению ИТС в Махачкале еще не завершен, результаты уже видны. Так, на сайте Минтранса РД говорится, что благодаря внедрению и грамотному расчету координированного управления светофорными объектами пропускная способность ключевых улиц дагестанской столицы – проспектов Петра I и Расула Гамзатова – в утренние и вечерние часы пик увеличилась на 14 % и 12… А внедрение «умного» светофора с адаптивным управлением на перекрестке улиц Ярагского и Гагарина позволило увеличить пропускную способность пересечения на 15 %.
Хочется верить, что информация об увеличении пропускной способности проспектов Петра I и Расула Гамзатова в утренние и вечерние часы пик соответствует действительности. Между тем те, кто живет в Каспийске или хотя бы в Редукторном поселке столицы, точно знают, что в утренние часы добраться до центра Махачкалы ох как тяжело, долго и нервно. А еще и затратно, потому что расход топлива при работе двигателя автомобиля в режиме долгого стояния в пробке или движения со скоростью пешехода сильно возрастает, да и большого здоровья двигателю такая езда не обещает. Да не об этом сейчас речь.
Те меры безопасности дорожного движения, о которых так пекутся адепты камер фото– и видеофиксации, оказываются совершенно бесполезными, когда автомобилисты, раздосадованные «красной» пробкой по всему проспекту Петра I, пытаются объехать ее по дворам и дворовым дорожкам, где камер этих нет. Зато есть дети, катающиеся на велосипедах, самокатах и прочих детских транспортных средствах в своих дворах и которым свойственно просто без оглядки выбегать из подъездов. А тут как раз несущиеся по дворам обезумевшие от пробок автомобили.
Прошедший 7 мая в Махачкале благотворительный велопробег, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне, проложенный по проспекту Петра, и стал камнем преткновения для многих автомобилистов. Велопробег, дело, конечно, хорошее, но прокладывать его по единственной артерии, связывающей Редукторный поселок с центром города, по меньшей мере глупо. Безопасность, декларирующаяся как задача номер один для участников пробега, абсолютно в этом случае отсутствовала для автомобилистов, проживающих в домах вдоль всего проспекта.
Касаясь темы светофоров или просто дорожной разметки, можно назвать десяток мест, где их нужно было бы установить и без рекомендаций интеллектуальной транспортной системы. Светофоры, кстати, работают иногда все-таки несогласованно с табло обратного отсчета, что и признали в Управлении транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Махачкалы словами: «В настоящее время фактов некорректного отображения информации не наблюдается». Раньше, стало быть, наблюдалось. В этом же письме в редакцию говорится, что имеющиеся недостатки в организации дорожного движения, о которых мы неоднократно писали, обещали учесть при реализации третьего этапа внедрения интеллектуальной транспортной системы в 2023 году. А известно ли специалистам дорожной безопасности, что рекомендуемая ими разметка из термопластика для обозначения пешеходного перехода чрезвычайно скользка и представляет серьезную опасность, и особенно для мотоциклистов.
«Минтрансом РД совместно с Управлением ГИБДД МВД по РД ведется совместная работа по снижению мест концентрации ДТП, если в 2019 году на региональной сети мы имели 10 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, то в 2021 году этот показатель снизился до 5, а в текущем году остался только один такой участок», – говорится на сайте министерства.
Очень бы хотелось узнать, какой? Просто любопытно. Не тот ли, что на пересечении улицы Булача с новой автодорогой из Каспийска у конного памятника защитнику Отечества, где чуть ли не каждый день происходят ДТП?