Успех – в дипломатии
Горские евреи живут в Дагестане с незапамятных времен, и в Махачкале они были одними из первых горожан. Их добротные дома, во многом с общими дворами, вносили свой неповторимый колорит в дагестанскую городскую культуру.
В современном Дагестане давно укоренилась толерантность разных религий и культур. Это нашло свое отражение, помимо прочего, и в архитектуре. К примеру, символы еврейской культуры хорошо видны на старых постройках Махачкалы, Дербента, Буйнакска. Гуляя по старому центру Махачкалы, замечаешь на некоторых домах, сложенных в прошлом столетии из дербентского пиленого камня, некогда высеченные шестиконечные «звезды Давида».
На улице Ермошкина в столице привлекает внимание здание с ярко-голубыми воротами, где шестиконечные символы видны четко, а отполированные ручки дверей говорят о том, что жизнь внутри — весьма активная. Оно и понятно. Это центральная республиканская синагога. О том, как живут евреи Дагестана сегодня, мы поговорили с председателем еврейской общины Дагестана Валерием Дибияевым (на снимке).
Наша встреча состоялась в пятницу, в преддверии шаббата – это седьмой день недели в иудаизме, суббота, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работы. Начинают отмечать шаббат после обеда в пятницу.
— Если заглянуть в историю, откуда взялась эта традиция шаббата?
— Эта древняя традиция завещана в Торе. По писанию Бог сотворил все сущее за шесть дней, а на седьмой день пребывал в покое. В Торе есть об этом следующие строки: «Помни день субботний, чтобы освящать его… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, и отдыхал в день седьмой. Потому благословил Господь день субботний и освятил его». А еще шаббат соблюдают, потому что, как говорят мудрецы Талмуда (устной традиции Торы), именно в этот день Создатель сообщил Десять заповедей на горе Синай после исхода евреев из Египта. С тех пор в еврейской традиции в субботний день запрещается любая творческая работа.
— А какая именно? Разрешается ли готовить еду или убирать в доме? Насколько строго вы соблюдаете эти запреты?
— Стараемся, конечно, соблюдать все правила. Нельзя не только еду готовить, но даже включать или выключать свет. Свет надо или зажечь или, наоборот, погасить заранее, так как раньше разводить огонь тоже считалось работой. Эта традиция и сейчас осталась, хотя достаточно просто щелкнуть выключателем. А вообще запрещается 39 видов работ — все, что связано с творчеством. Человек выступает как творец, когда пытается изменить качество предметов, например, замесить тесто и испечь хлеб – это творческий процесс. Таким образом, человек уподобляется Творцу. А так как Бог на седьмой день отдыхал после творческой работы, то и человек должен воздержаться от такого вида деятельности.
Пища готовится заранее и оставляется на теплой печке. А в субботу собираемся у кого-нибудь дома, общаемся, отдыхаем, кушаем. Традиционно субботнюю трапезу начинают с двух плетеных хлебов, которые нарезают, обмакивают в соль и раздают всем присутствующим. Этот плетеный хлеб – символ небесной манны, которая появилась в пустыне, когда народ Израиля вышел из Египта.
— Есть такое понятие – кошерная еда. Можно узнать подробнее, что это такое?
— Да, и называется эта еда Кашрут. Есть правила приготовления еды, прописанные в Торе. Например, мясо: как и у мусульман, животное должно быть забито особым образом, слита вся кровь. Затем у нас принято это мясо некоторое время вымачивать в хорошо просоленной воде, чтобы промыть остатки крови. В условиях жаркого климата, где зародился иудаизм, такая мера, наверное, позволяла сохранить и продезинфицировать продукты. Есть и другие параметры, по которым определяется кошерность еды. Например, рыба должна быть непременно с чешуёй. А крупный и мелкий рогатый скот дозволено есть не ниже 12-го ребра, причем обязательно наличие парных копыт. Таков закон Торы.
— В чем сходство и различие иудаизма с исламом и христианством? У них ведь есть общие пророки. Возьмём те же заповеди — многие из них одинаково ценны для всех религий.
— Как правило, евреи уже по рождению считаются иудеями, хотя есть известная процедура, исполнив которую, человек иной нации может принять иудаизм. Различия, конечно же, есть, это целый перечень особенностей мировоззренческих установок. А еще особенность иудаизма в том, что здесь нет принуждения. Можно лишь предлагать, советовать, но не заставлять. Дипломатия в религии у нас очень много значит.
— Как я понимаю, дипломатия уже заложена в мировоззренческую систему иудейской религии. А затем она перешла в культурно-бытовую плоскость.
— Да, а как еще можно было выжить при всех гонениях со времен древнего Египта… Дипломатия важна везде.
— Умение правильно выстраивать отношения помогло евреям не только выжить, но и добиться огромных успехов в обществе, политике, экономике, науке, культуре практически по всему миру. Не исключение и дагестанские евреи…
— Вы правы. Правда, сейчас число евреев в Дагестане значительно сократилось, проживает всего около полутора тысяч человек, многие уехали в лихие 90-е годы. Как и раньше, среди нас ныне много учителей, работаем и на государственной службе. Среди евреев есть видные общественные деятели, известные в культурной, общественно-политической и научной жизни республики.
А вообще нет такой определенной работы, чтобы сказать, что ею занимаются только евреи. Например, раньше среди нас было много портных, обувщиков. Но сейчас эта работа нерентабельна, нет четкой системы рынка сбыта и т.д.
— Сейчас многие отмечают, что малый или средний бизнес испытывают трудности, кто-то, не выдержав, закрывает свое дело. Евреи, как известно, отменные торговцы. И в чем секрет их успеха?
— Сейчас все хотят сразу получать большую прибыль. Нет долгосрочной стратегии, расчёта. Да, сейчас непростой период, тем не менее спешить бросать начатое дело не стоит. Или вот многие думают, что раз ты еврей, то человек с деньгами. Нет, все намного сложнее. Жизнь всегда заставляет нас учиться экономить. В этом и весь секрет.
– Самая большая община горских евреев располагается в Азербайджане в поселке Красной слободе (раньше называлась Еврейская слобода). Оттуда вышли видные предприниматели и успешные финансисты. Некоторые из них жили или живут в Махачкале. А есть ли среди них те, кто хотел бы вложиться в экономику Дагестана, развивать здесь бизнес, привлечь как еврейскую общину, так и других дагестанцев?
— Если говорить о развитии большого бизнеса, то тут нужны гарантии, прежде всего того, что ваш бизнес не «отожмут» или не станут вставлять административные «палки в колеса». А при благоприятных условиях можно было вполне заняться гостиничным бизнесом или открыть, к примеру, форелевое хозяйство. Ведь форель для нас – кошерная рыба. Думаю, могли бы принять активное участие и в развитии туристического бизнеса…
Сейчас мы многое делаем своими силами. К примеру, еврейское кладбище в Буйнакске отремонтировали, восстановили могилы, сделали дорожки, посадили деревья. Или вот этот дом, где мы сейчас находимся, тоже построен на средства общины, правда, сейчас необходим ремонт. Надеюсь, в этом нам помогут.
— Недавно в Москве прошел 7 съезд Федерации Еврейских Общин России (ФЕОР). Кто на нём представлял общину Дагестана, какие вопросы рассматривались, какие проблемы поднимала еврейская община Дагестана?
— Съезд – это знаковое мероприятие, в нём участвовало 140 еврейских общин со всей России. Начал он свою работу в год 20-летия создания ФЕОР. Кстати, с этим событием нас поздравил Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов от имени нового премьер-министра Михаила Мишустина.
От Дагестана ездила делегация из представителей Махачкалы и Дербента, которую я возглавлял. На съезде в основном говорили о предстоящем юбилее – 75-летии Победы в Великой Отечественной войне, о жертвах холокоста. Планируется ряд мероприятий в связи с этим событием.
— Многих интересует, чем отличаются таты от горских и европейских евреев?
— Ничем. Этноним «таты» был придуман в советское время самими же горскими евреями, чтобы не было препятствий при устройстве на работу на номенклатурные должности. Сейчас мы называемся просто евреи или горские евреи. Родиной горских евреев считается Персия, ныне Иран, а в Персии они появились еще со времен исхода, когда, двигаясь в сторону Израиля, некоторые группы осели в Месопотамии, точнее в юго-западной Персии, но по социальным и религиозным причинам переселились в Северный Азербайджан и Дагестан.
Одно можно сказать уверенно, что современные горские евреи – это такие же дагестанцы, как и другие многочисленные народы, которые здесь проживают.
Некоторые проницательные граждане подмечают, что раз евреи хотят вернуться обратно в Дагестан, значит, уровень безопасности и общий уровень жизни стал значительно лучше. Это обнадеживает…