В конце долины над утесом
Публикуемая архивная рукопись не имеет конкретной даты. Как видно из находящейся в том же деле переписки, автор этих записок – посланный командованием Кавказской линии в Аварию прапорщик 43-го егерского полка Хрисанф. Авторство подтверждается ссылкой на него в записке Ф.П.Скалона, который был послан в Аварию вслед за Хрисанфом.
Тот же Хрисанф в 1830 году сопровождал в качестве пристава аварских депутатов в Петербург и обратно. Иных сведений о Хрисанфе в архивах не найдено.
«Город Хунзах расположен в конце долины над утесом, внизу коего жители имеют свои сады, посреди города протекает речка, Токита называемая, и низвергается каскадом с утеса, имеющего перпендикулярной вышины более 50 саженей, и, разбиваясь о каменья, падает в виде дождя. Сей же утес служит наказанием прелюбодеяния, с которого сбрасывают преступников, как в народе сем нетерпимое преступление.
Город Хунзах имеет 700 домов, улицы весьма тесны, а строение, как и выше сего сказано, из дикого камня с ровными крышами. Город сей, как считают, есть из древнейших в Аварии, что доказывает отечественная их история.
До введения еще в сем народе исповедания магометанского сей город существовал и обитаем был христианами, в чем может послужить доказательством главная мечеть хунзахская. В стенах сей мечети есть несколько камней, на коих высечены грузинские письмена и кресты.
А в городе находится гробница кади Абдул-Муслима, который, как прописано в той истории, в 174 год от хиджры ввел в том народе исповедание магометанское силою оружия. К упомянутой гробнице всякий проезжий магометанин ходит на поклонение, что сделали и мы, и имя его произносится с большим благоговением.
При гробнице сей хранится отечественная их история вкратце и родословие аварских ханов и других владельцев восточной части гор Кавказских.
Окрестности сего города в сравнении с прочими местоположениями весьма ровны и заняты для одного только хлебопашества; нивы, будучи засеваемы, ежегодно вспахиваются до посева три раза и удобряются навозом. Если кто продает землю, то ему охотно платят за десятину от 100 до 150 рублей серебром. Сено заготовляют женщины по горам, жнут оное весьма проворно и переносят в дома на себе.
Из посевов родится пшеница магар, особый род пшеницы, похожая на озимую, только гораздо крупнее и чище, но хлеб из оного вкуса весьма неприятного. Просо особого рода, называемое по-аварски карсак, растущее не кистью, но колосом, длиной от 3 до 5 вершков, а в диаметре толщина около полувершка. Один из больших колосьев был мной протерт, и оказалось в нем 700 зерен, однако ж просо сие мельче обыкновенного. Ячмень также имеется в изобилии. Сеют лен и коноплю, но не для тканей, а для зерна, каковое, высушивая, размалывают в мельницах и, пережарив, мешают вроде сухарей, сберегая оные для походов как питательную и легкую пищу. Сеют также в большом количестве бобы и чечевицу. Хлеб продается от 15 до 25 копеек серебром. Кроме серебряной российской монеты и голландских червонцев, других денег в Аварии не имеется (на снимке).
Река Койсу течет в четырех местах и, неподалеку от Джирката соединяясь, протекает чрез Салатовское владение. По берегам тех рукавов к вершинам большею частью лежат деревни аварские, которые имеют хорошие фруктовые и виноградные сады. Персики заслуживают внимания, они весьма крупны и вкуса весьма приятного, и некоторые из оных величиною около полутора вершка в диаметре. Виноград, будучи без всякого присмотра, вкуса весьма приятного, а вино из оного чрезвычайно крепкое.
Авария разделяется на 2 части. 1-я, военные округи, в коей имеется 46 деревень, а в оных 5895 домов; 2-я часть – данники, в коей 154 деревени, 14843 дома. Все сии под непосредственным управлением хана, который решает в народе и уголовные дела, тяжбы каковых имеет каждый округ или уезд. Сверх сих еще Авария имеет 4 военных округа: Гидат, или Гид, в оном 19 деревень, 3869 домов, Кувал — 24 деревни, 2381 дом, Киль — 8 деревень, 1358 домов и Каралал — 18 деревень, 2659 домов. Оные имеют правление народное, не есть подданные аварцев, но имеют издревле обязанность по требованиям хана доставлять войска с собственным их продовольствием».