В начале пути
Сегодня нам трудно представить жизнь без железных дорог. При том, что миллион россиян пользуются авиасообщением, еще больше людей передвигаются по современным скоростным автодорогам.
И всё же у меня, как и у многих россиян, особое доверие и любовь к железной дороге. Я помню, как в детстве ездил с родителями в поезде, его тянул паровоз. Да, тот самый паровоз – большой, сильный, окутанный облачком пара, и производство которого у нас в стране завершили в 1956 году. С того года железные дороги перешли на тепловую (тепловоз) и электрическую тягу (электровоз). Ныне паровоз можно увидеть только разве что в кино да в музеях.
Особая моя любовь к железной дороге, возможно, исходит из того, что родом я из аула Сумбатль – аула железнодорожников. Мои земляки, а ныне и мои родственники работали и продолжают работать по разным железнодорожным профессиям — от путевого мастера до начальника Махачкалинского отделения дороги.
Откуда же у моих односельчан эта любовь к железной дороге? А всё началось ещё в 70-е годы позапрошлого, ХIХ века.
Первым сумбатлинцем-железнодорожником был Тамаза – сын грузина Арчила и сумбатлинки Айшат. Как известно, в свое время дагестанцы совершали набеги на Грузию. Во время одного из таких набегов сумбатлинцами были взяты в заложники мать с малолетним сыном Арчилом. Мать выдали замуж в селение Цовкра-2, а Арчил был усыновлен сумбатлинцем. В 18 лет он женился на односельчанке, у них родился сын, которому дали грузинское имя Тамаз (Тамаза).
В середине XIX века в России шло интенсивное строительство железных дорог, и Тамаза приобщился к этой профессии. Он работал на железной дороге в Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове. Приехав в родной аул, он забрал с собой двух сыновей, вернулся на железную дорогу, обучив их своей профессии.
В дальнейшем примеру Тамаза последовало немало его односельчан. Заработки по тем временам на строительстве железной дороги были высокими. Сумбатлинцы работали во Владикавказе, Ростове, Невинномысске, Батайске, Таганроге, Назрани и других городах России. В итоге горный аул стал аулом профессиональных железнодорожников.
Железнодорожный мастер Салих Алимов рассказывал, что только в 1894 году для работы на железной дороге из аула выехали 36 сумбатлинцев. Иногда 90-95% всех рабочих дорожного участка составляли именно выходцы из нашего села.
Сумбатлинцы гордятся, что стояли, можно сказать, в самом начале широкого строительства железных дорог ещё в царской России. Сегодня ими ежегодно пользуются более одного миллиарда россиян. Свою трудовую лепту сюда вносят и железнодорожники высокогорного села Сумбатль Кулинского района.