Вера. Без суеты
То, о чём я сейчас буду говорить, думаю, волнует многих. Можно выразиться и так: беспокоит, тревожит, наводит на размышления.
К сожалению, в истории нашего государства, республики тоже, как и во многих регионах мира, имела место эпоха безбожия. А в нашей стране атеизм был не какой-нибудь там завалящий, а воинствующий. Сами посудите: «Долой, долой царей, долой, долой попов: мы на небо залезем, всех богов прогоним!» Этот слоган времён строительства социализма.
Социализм, как мы сейчас видим в ракурсе сравнительно-исторического анализа, был неплохой штукой – успешно решал многие социальные проблемы общества. Но вот вопрос: неужели нельзя было построить социализм без атеизма, да ещё воинствующего? Разгадка скрывается, по-моему, в том же слогане. Долой царей, долой попов…
Ведь в самом деле, попы всегда были на стороне царей. Вспомним попа Гапона, который вывел людей под пули царских охранников. Да и сами цари редко бывали на стороне народа: тот же Ленский расстрел рабочих-горняков по приказу царя Николая Второго.
В результате – преследование религиозных деятелей, разрушение церквей, мечетей. Понимаю, что вопрос этот многосложный, как сейчас уже представляется, дело было не только в бытовом недовольстве простого народа попами, но и в «высокой» политике, точнее в геополитике. Сегодня коллективный Запад руками держателей киевского режима, коих никак не отнесёшь к православным людям, затеял воинствующий поход на православие, его раскол, конечная цель которого разобщение славянского мира.
Смею предположить, что у тогдашних троцкистов тоже такая мыслишка имела место быть. Однако в годы Великой Отечественной войны Иосиф Сталин положил конец воинствующему атеизму, более того, сам, будучи выпускником духовной семинарии, призвал Русскую православную церковь помочь в борьбе с фашизмом, заразившим почти всю Европу. Так вот, что же мы имеем сегодня? Эти заметки мы начали со слов «беспокоит», «тревожит»… Вот именно, тревожит мысль: не пришёл ли на смену воинствующему атеизму столь же воинствующий конфессионализм? Он же религиозный экстремизм.
Я исхожу из того, что не показная, а настоящая вера в Бога не терпит суеты, фанатизма, кликущества, навязывания сомнительных обрядов, ритуалов, уж не говорю о довольно странных запретах. К примеру, иные наши родители запрещают своим детям слушать музыку, танцевать лезгинку. Напомню, в тему, что танец живота родился не в Дагестане, гаремов тоже в Стране гор не было, нащупайте ещё в эфире радиостанции на коротких волнах – там сплошная ближневосточная музыка…
Стремление «быть святее римского папы» и приводит к искажениям истинных религиозных ценностей, более того, к агрессивности. В исламе есть понятие «бидъа». Это то самое и есть. Показуха, тяга к внешним эффектам, в конечном итоге искажение истинной веры, что и привело, наверное, к появлению религиозных сект, различных враждующих между собой направлений, чреватых кровопролитием. Я прочитал в переводе священный Коран. Да, там действительно сказано: не разделяйтесь! Но разделились. Личные амбиции оказались предпочтительнее истинной веры в Творца.
По моим наблюдениям, некоторые имамы мечетей берут на себя не свойственные для духовного руководителя в светском государстве обязанности и полномочия. Например, один такой заявил прихожанам: если человек более десяти лет не живёт в данном населённом пункте, то он лишается своего земельного надела, к тому же принадлежавшего его предкам.
Произвол, конечно. Нормы шариата успешно применялись в нашей республике ещё в советское время. Но это тоже, наверное, нужно делать с умом! Чтобы не было явного противоречия с действующим в стране законодательством.
Но вот о чём хотелось бы поговорить акцентированно. Об использовании технических средств в исламских обрядах и ритуалах. В священном Коране, понятное дело, об этом ничего не говорится, но любая религия, несомненно, может воспользоваться техническим прогрессом человечества. И опять-таки это, полагаю, надо делать с умом, не создавая людям неудобств и дискомфорта, «Зулму» по религиозным канонам, то есть насилие. Но для этого необязательно обзавестись кинжалом или автоматом Калашникова.
Микрофон – замечательное изобретение. Теперь будуну, исполнителю азана, не нужно как раньше забираться по винтовой лестнице минарета наверх, чтобы огласить о наступлении времени для совершения намаза. И всё же, может быть, есть смысл приделать к микрофону регулятор громкости? Включенные на полную мощность динамики явно не соответствуют их прямому назначению. Децибелы зашкаливают. Не тот случай, когда нужно соревноваться, чей динамик громче, особенно в ночное время, в ранние утренние часы. Есть люди больные, есть страдающие бессонницей и ещё много чего. Пятничную проповедь имама мечети транслировать по внешней связи, наверное, нужно: пусть все слышат слово Аллаха. Но зачем оглашать коллективный зикр в мечети на всю округу? Не «бидъа» ли это?
Истинная вера в Творца, уверен, неуместна с показухой, конъюнктурной суетой и прочими излишествами, сопряжёнными с грехом. Когда имамы мечетей, мы часто с этим сталкиваемся, не могут сойтись на одной дате начала месяца Рамадан и Уразы-байрама, то уже речь идёт о личных амбициях, но отнюдь не об истинной вере во Всевышнего! Разве можно Священный Коран трактовать кому как заблагорассудится?
Истинная вера сидит в человеке глубоко. Она проявляется в поступках, но не в велеречии и показухе. Это очень личное чувство. Оно соединяет нас с Создателем, который все видит, всё слышит. Тут микрофон не нужен.