Веское слово джамаата
15 сентября мы традиционно отмечаем День единства народов Дагестана. Это очень востребованный и абсолютно логичный в контексте истории Страны гор праздник. Потому что у нас никогда не было ни этнического, ни конфессионального противостояния, а возникшие проблемы решали джамаатами аулов путем маслиата и мировых соглашений.
В XXI веке появилось много политических и социальных властных структур, призванных обеспечить мир и стабильность в государстве, в обществе. Но значит ли это, что джамааты устарели? Конечно же, нет! Более того, их опыт можно, так сказать, глобализировать.
А что если собрать всех мудрецов планеты, сформировать из них мировое правительство и поручить этому суперкабинету министров править планетой?
Если учесть глобальные процессы, происходящие на нашей Земле, большинство из которых негативные, то мысль о мировом (не закулисном, а настоящем!) правительстве не кажется кощунственной. А если еще и вспомнить попытки к этому – Лига наций, ООН, ЕЭС и прочие международные сообщества, которые сегодня чересчур политизированы и поляризованы, то нам следует, побросав все остальные суетные дела, приняться за поиски мудрецов на всех континентах и…
Однако не будет ли результат примерно таким же, какой приключился с футбольной командой «Анжи»: мастера кожаного мяча мирового уровня налицо (не хватало только Пеле и Марадоны), однако игры не получилось.
Но где и когда вы видели такой аульский джамаат, чтобы на годекане сидели одни мудрецы, изрекающие лишь непреложные истины? Отнюдь! Там, несомненно, вы найдете одного или нескольких мудрецов, но их будут украшать, вернее, дополнять балагур, молчун, драчун, говорун и даже фантазер. Будучи в ауле этим летом, мне довелось лицезреть некоторых из упомянутых персонажей. Джамаат тем и хорош, что в нем есть люди, думающие по-разному и высказывающие порой абсолютно противоположные мнения, но которые в конечном итоге приходят к разумному решению. Первому и последнему Президенту СССР Михаилу Горбачеву, прежде чем начать свою разгромную перестройку, следовало бы приехать в какой-нибудь дагестанский аул и там изучить, что такое «плюрализм мнений» и «гласность» – глядишь, и результат был бы иной.
Почему? Да потому что джамаат, несмотря на свой разновекторный коллективный интеллект, никогда не позволит «процессу» идти вразнобой и вразнос, круша все на своем пути: и выработанный веками опыт общежития, проверенные временем традиции и способы ведения хозяйства, апробированные минувшими поколениями приемы маслиата в случае неожиданной конфронтации среди аульчан или с соседями, да еще мало ли что раньше приходилось утрясать нашим дедам вплоть до общедагестанского отпора иноземным захватчикам, все это позволяет нам сохранять свое общедагестанское единство во имя большой России.
На сегодняшний день джамаат, может быть, малость утратил свои былые рычаги по урегулированию разных коллизий, возникающих в нашей горной глубинке. К тому же чувствуется явный крен к шариату, что тоже неплохо, если он не будет наступать на пятки действующему законодательству. И все же, мне кажется, что дух джамаата, его общинный потенциал всегда будут востребованы в нужное время и в нужном месте в нашей горно-равнинной республике.
Если аульский джамаат где-то в чем-то снизил качество своего регуляторского механизма, то имеются другие аналогичные общественные институты, более масштабные и эффективные: Совет старейшин и Общественная палата РД. Тут, на мой взгляд, есть явная параллель, связь времен, более того, функциональная схожесть двух разнопоставленных во времени субъектов народной дипломатии. И в Общественной палате, и в Совете старейшин республики сидят разные по своим взглядам, интеллекту, профессии и возрасту люди, но они всегда нащупывают позитивные пути.
Аульский джамаат мы должны беречь, а его традиции сохранять. Если не хотим потерять свою индивидуальность, свое прекрасное, мудрое и мужественное дагестанское лицо.