Купить PDF-версию
02:11 | 23 июня, Пн
Махачкала
X
08:02 16.10.2020

Вкус Согратля

Карабкаюсь на гору. Отсюда лучше видно, чем заняты жители аула в разгар дня. Вот дети догоняют друг друга, вот женщина сыпет зерно курам, а может, и не зерно вовсе – не разглядеть. Сидят на годекане не аксакалы, а молодежь, сидят в соцсетях, наверное... И картину эту щедро, по-горски, заливает солнце своими лучами. Согревая собой всё и всех: людей, животных, птиц, горы, сакли.

– Чудесный вид! Здесь можно провести весь день. Пойдем, я тебе покажу что-то интересное, – зовет меня местный житель Гамзат Омаров.

Мы идем по извилистым улочкам аула Согратль. И рассказывает он, что на этих землях люди жили с древнейших времен. Об этом говорят наскальные рисунки в местности Чина Хитта и найденные при раскопках культовые статуэтки бронзового века. Аул славился оружейными мастерами, мастерами серебряных дел и камнетесами. Об этом пишет, например, А. Гольдштейн в книге «Башни в горах». И сегодня аул известен, нет, не оружейниками, а знаменит он пекарями. Здесь пекут такой хлеб, что, будь ты даже сыт на три дня вперед, от него просто невозможно отказаться.

Скрипит калитка, отворяется. По двору бегают куры, в углу мешки с мукой, тазы, ведра и аромат такой, что слюнки текут.

Вот что я вам скажу: испечь домашний хлеб – это не просто замесить тесто и отправить в духовку. Теперь-то я это точно знаю. Сама пекла.

Люблю сёла. Здесь многое по-другому, а многое просто другое. Настоящее, я бы сказала, а потому вкусное. Сельский творог, сельское молоко, сельский хлеб… Это своеобразный знак качества, и подсказка – надо брать! Иногда и сами пробуем что-то сделать. Но надо признать – без особого успеха. А вот интересно, почему? Одно дело печь его в газовой духовке, и совсем другое, если печь в настоящих печах, каменных или глиняных, главное, как в старину.

Итак, сначала нужно подготовить саму печь. Не мыть, не скрести, а хорошенько протопить. Наша печь из глины и по форме напоминает маленький серый холм поздней осенью, только с отверстием таким, чтобы можно было окунуться в нее туловищем. Вагабова Патимат как раз сейчас наполовину вся в печи, на ней перчатки, а в руках нож. Им она отделяет хлеб со стенок и укладывает в картонный ящик, потом уносит в комнату, укладывает по полкам и смотрятся они как десятки сияющих солнц, будто человечество обманывали веками, и тут оказалось, что солнце не одно, их много, и в этой маленькой комнате на окраине Согратля – их дом.

У хлеба действительно удивительный вкус, и понятно, что дело не только в печи, но и в рецепте приготовления

Быстро занесли, быстро разложили и также быстро пошли лепить по стенкам печи другую партию. Итого 24 штуки. Надо успеть. Через пару часиков приедет заказчик. Хлеб уйдет на прилавки дорожных магазинов.

– Тот самый знаменитый согратлинский хлеб, о котором все слышали, но мало кто пробовал, – комментирую я, подавая женщине очередную лепешку.

– Почему же только слышали? Нет, уже многие знают его на вкус. Это раньше все только для себя пекли, сегодня – на заказ и для сельчан. Были времена, когда почти в каждом доме был тандыр, на аварском мы его называем «кор». В нашем селе три женщины его готовят, – рассказывает она.

Согратлинки не только пекли хлеб сами, но и сами изготавливали печи и сами же добывали глину. Печь, похожую на холм, Патимат, конечно, сделала сама лично.

– В нашем селе глину добывают в трех местах, и брать ее надо только в полнолуние, – говорит Гамзат, а Патимат добавляет:

– Ну плюс-минус два дня. Если собирать в другое время, она бывает смешана с землей и не годится для печи.

У хлеба действительно удивительный вкус, и понятно, что дело не только в печи, но и в рецепте приготовления.

– Нет, знаешь, рецепт один, но по вкусу сразу можно понять, кто его приготовил, – говорит она, помешивая угли под печью. – Мука должна быть только высшего сорта, за ней мы ездим в село Кикуни. Ложка соды, ложка соли, сыворотка, масло подсолнечное и сливочное, черный тмин и сверху обмазываем желтком.

Не помню, кто из классиков сказал, что лучшие люди живут в провинциях. Вот такие простые, основательные, знающие и умеющие. Это люди, которые умеют хранить то, что свято. Мы всё время переговариваемся. В основном речь идет о хлебе и о том, что с ним связано. Хлеб – наш полноправный собеседник. Он такой же живой, как и мы, люди. И я про себя говорю: «Получается прямо как по Метерлинку, и я будто надела волшебную зеленую шапочку и увидела душу хлеба».

Статьи из «Общество»

Чекисты на войне

32
Отрывки из книги «Чекисты на войне» (2005 года издания), автор ветеран органов безопасности,...

Слушать и слышать людей

33
Депутатский прием, как правило, связан с решением социальных вопросов, проблем ЖКХ,...

Регламент

7
На презентации книги об Ахмедхане Абу-Бакаре мне предложили выступить, так как я являюсь...

Мифы автомобилистов

18
Существует множество мифов и легенд об автомобильной промышленности, о том, как работают...

Вожделенный личный транспорт

8
Как из всех автомобилей выбрать лучший? На что важно...

На фронте и в тылу

12
Восемьдесят четыре года назад прервалась мирная жизнь советских людей – Германия вероломно...

Кто с мечом к нам придёт…

21
…От меча и погибнет! Это крылатое выражение приписывают Александру Невскому. Эти слова...

Тили-тили-тесто по-дагестански

281
Как провести свадьбу в Дагестане – в русле новых тенденций...

Этнокультура и дети

18
Мировые события последних лет ярко продемонстрировали необходимость корректировать...

Обсудили Стратегию нацполитики

11
В Махачкале представители Общественной палаты РФ и дагестанские эксперты говорили о будущей Стратегии нацполитики до 2036 года,...

Мир сам собой не воцарится

3
Трансформировавшись в некую адскую машину по уничтожению человечества, современный терроризм приобретает все большее влияние в мире, промышляя как мелкими...

Прославленный виноградарь

27
Истинный патриотизм людей заключается не только в боевом духе защитника родной земли, но и в...