Купить PDF-версию
04:34 | 11 июня, Ср
Махачкала
X
11:35 20.01.2022

Власть знаний

Решение Главы Республики Дагестан Сергея Меликова объявить 2022-й Годом образования, несомненно, актуально и своевременно. Актуально потому, что на фоне советской системы образования, от которой политические временщики в угоду своим личным амбициям отказались, несостоятельность этого шага стала абсолютно очевидной; своевременно потому, что промедление в этом направлении привело бы к дальнейшему усугублению синдрома потерянного поколения.

Учить наших детей истории Оте­чества по книгам антисоветчика Александра Солженицына значит совершенно замарать советский период в биографии России. Это, конечно же, ущербно как для имиджа крупнейшего государства мира, так и для интеллектуального образования наших детей.

Слава богу, страна наконец-то вступила в полосу осмысления того, что произошло с нами за последние три десятка лет и – как результат этого осмысления – возвращение «хорошо забытого старого».

Однако проблем на пути к настоящему образованию, возвращению патриотического духа юношеству и молодёжи превеликое множество. Главная из них – непрекращающийся прессинг со стороны некоторых СМИ, а также интернета на умы наших с вами наследников. Одна школа вряд ли справится с этой бедой в одночасье. Роль родителей в этом плане возрастает и, на мой взгляд, даже становится доминирующей. То, что сказано дома, с высоты авторитета папы и мамы, несомненно, эффективно, тем более что речь ещё идёт о дошкольном возрасте, когда всё сказанное родителями воспринимается как истина в последней инстанции.

Но и тут не всё просто! Ведь нынешние родители – это поколение, выросшее в самые смутные последние три десятка лет, когда нравственные, социальные и, что очень важно, религиозные ориентиры были повёрнуты в меркантильных, монетаристских, экстремистских, сепаратистских и индивидуалистских азимутах…

Немало людей заблудились в трёх соснах. Знаю семью, которая подалась на Ближний Восток, но в полном составе оттуда так и не вернулась. Глава семьи, выросший и воспитанный в традициях советского патриотизма и социальной справедливости, до сих пор не оправился от такого жестокого удара, полученного от самых близких людей. Я часто его вижу, постаревшего, осунувшегося, без прежнего жизнерадостного блеска в глазах. К сожалению, экстремистская идеология оттеснила на задний план его домашнее воспитание.

В рамках обычной человеческой логики объяснить это невозможно – оно иррационально, то есть не поддаётся толкованию с точки зрения даже инстинкта самосохранения. К счастью, за последние годы ситуация меняется в лучшую сторону, люди разобрались, что к чему.

Возникает вопрос: как будут сызмальства воспитываться дети в семьях, где под действием какой-нибудь агрессивной идеологии произошёл алогичный и асоциальный слом? Мы знаем, сейчас появились частные школы. Некоторые родители (родители вышеупомянутой генерации) отдают туда своих детей, несмотря на сложности с транспортировкой детишек в школу и обратно, более того, платят за это немалые деньги! Для чего это делается? А для того, чтобы девочки не учились вместе с мальчиками, чтобы детишки не пели, не танцевали и не смотрели, как другие танцуют, и не слушали, как другие поют…

Так что же нам теперь – открывать для таких родителей ликбезы (пункты ликвидации безграмотности), как это было в 20–30-х годах прошлого века? Как таким людям объяснить, что искусство (настоящее искусство, а не субкультура, которая правит бал в интернете!) только духовно обогащает детей, даёт возможность раскрыть в них таланты и способности, что оно не может быть безнравственным и греховным? В руках детей таких родителей мы видим смартфоны и прочие гаджеты с интернетом… Может, лучше избавить юные души от таких явных соблазнов к греховному, к порочному?

Восточная мудрость гласит: «Малые знания отдаляют нас от Всевышнего, большие же приближают к Нему». Совершенно очевидно, что знания эти должны иметь максимально широкий диапазон: от светских наук до конфессиональных. Автор этих строк в школьные годы изучал астрономию, а теперь имеет возможность изучать астрофизику. Не буду вдаваться в спорные детали, но тайны Вселенной для меня обрели потрясающий интерес и желание знать всё больше и больше и понять, что в мире всё гораздо сложнее, чем мы предполагали и предполагаем.

Разве могут навредить нашим детям универсальные знания? Разве родители, независимо от их конфессиональной принадлежности, не должны понимать, что знания – благо, что образование – разностороннее – позволяет нам воспитать грамотных, нравственно благополучных членов общества, того общества, в котором не власть денег, а власть знаний будет главным критерием в отношениях между людьми?

…О сколько нам открытий чудных
готовят просвещенья дух
и опыт, сын ошибок трудных,
и гений, парадоксов друг

Это Александр Сергеевич Пушкин сквозь века напоминает нам об одном из самых необходимых условий существования земной цивилизации – образовании.

Статьи из «Общество»

Гаранты Конституции

2
Проблематику института присяжных обсудили на Всероссийской научно-практической...

Второй век ветерана

3
Ветеран Великой Отечественной войны Муса Багаудинов отметил свое 101-летие. Празднование...

Победа в музейных экспонатах

11
В мае наша страна отметила очень важное для всех событие – 80-летие Победы в Великой...

Духовный смысл Курбан-байрама

55
Мусульмане Дагестана, как и их братья по вере во всём мире, 6 июня отмечают Курбан-байрам –...

История одного села: Кубачи

52
И вновь зовет меня дорога в дальние края. Хотела написать «неведомые», но это неправда....

Любовная травма

14
Включаю я тут как-то телевизор, а там сидит мужчина в четырех­угольной красной шапочке и...

История государства в документах

7
Архивные документы – бесценное хранилище информации о...

С ответственностью за каждое слово

11
Его имя и сегодня остается брендом дагестанской...

Особый склад характера

36
За закрытыми дверями квартир, где дни тянутся медленно, их всегда ждут с нетерпением. Потому...

Безальтернативная необходимость

9
Снова актуальными и востребованными становятся такие...

Уроки мужества вместо уличных разборок

22
«Массовые стычки «пятисотых» и «сто тринадцатых»...