Власть знаний
Решение Главы Республики Дагестан Сергея Меликова объявить 2022-й Годом образования, несомненно, актуально и своевременно. Актуально потому, что на фоне советской системы образования, от которой политические временщики в угоду своим личным амбициям отказались, несостоятельность этого шага стала абсолютно очевидной; своевременно потому, что промедление в этом направлении привело бы к дальнейшему усугублению синдрома потерянного поколения.
Учить наших детей истории Отечества по книгам антисоветчика Александра Солженицына значит совершенно замарать советский период в биографии России. Это, конечно же, ущербно как для имиджа крупнейшего государства мира, так и для интеллектуального образования наших детей.
Слава богу, страна наконец-то вступила в полосу осмысления того, что произошло с нами за последние три десятка лет и – как результат этого осмысления – возвращение «хорошо забытого старого».
Однако проблем на пути к настоящему образованию, возвращению патриотического духа юношеству и молодёжи превеликое множество. Главная из них – непрекращающийся прессинг со стороны некоторых СМИ, а также интернета на умы наших с вами наследников. Одна школа вряд ли справится с этой бедой в одночасье. Роль родителей в этом плане возрастает и, на мой взгляд, даже становится доминирующей. То, что сказано дома, с высоты авторитета папы и мамы, несомненно, эффективно, тем более что речь ещё идёт о дошкольном возрасте, когда всё сказанное родителями воспринимается как истина в последней инстанции.
Но и тут не всё просто! Ведь нынешние родители – это поколение, выросшее в самые смутные последние три десятка лет, когда нравственные, социальные и, что очень важно, религиозные ориентиры были повёрнуты в меркантильных, монетаристских, экстремистских, сепаратистских и индивидуалистских азимутах…
Немало людей заблудились в трёх соснах. Знаю семью, которая подалась на Ближний Восток, но в полном составе оттуда так и не вернулась. Глава семьи, выросший и воспитанный в традициях советского патриотизма и социальной справедливости, до сих пор не оправился от такого жестокого удара, полученного от самых близких людей. Я часто его вижу, постаревшего, осунувшегося, без прежнего жизнерадостного блеска в глазах. К сожалению, экстремистская идеология оттеснила на задний план его домашнее воспитание.
В рамках обычной человеческой логики объяснить это невозможно – оно иррационально, то есть не поддаётся толкованию с точки зрения даже инстинкта самосохранения. К счастью, за последние годы ситуация меняется в лучшую сторону, люди разобрались, что к чему.
Возникает вопрос: как будут сызмальства воспитываться дети в семьях, где под действием какой-нибудь агрессивной идеологии произошёл алогичный и асоциальный слом? Мы знаем, сейчас появились частные школы. Некоторые родители (родители вышеупомянутой генерации) отдают туда своих детей, несмотря на сложности с транспортировкой детишек в школу и обратно, более того, платят за это немалые деньги! Для чего это делается? А для того, чтобы девочки не учились вместе с мальчиками, чтобы детишки не пели, не танцевали и не смотрели, как другие танцуют, и не слушали, как другие поют…
Так что же нам теперь – открывать для таких родителей ликбезы (пункты ликвидации безграмотности), как это было в 20–30-х годах прошлого века? Как таким людям объяснить, что искусство (настоящее искусство, а не субкультура, которая правит бал в интернете!) только духовно обогащает детей, даёт возможность раскрыть в них таланты и способности, что оно не может быть безнравственным и греховным? В руках детей таких родителей мы видим смартфоны и прочие гаджеты с интернетом… Может, лучше избавить юные души от таких явных соблазнов к греховному, к порочному?
Восточная мудрость гласит: «Малые знания отдаляют нас от Всевышнего, большие же приближают к Нему». Совершенно очевидно, что знания эти должны иметь максимально широкий диапазон: от светских наук до конфессиональных. Автор этих строк в школьные годы изучал астрономию, а теперь имеет возможность изучать астрофизику. Не буду вдаваться в спорные детали, но тайны Вселенной для меня обрели потрясающий интерес и желание знать всё больше и больше и понять, что в мире всё гораздо сложнее, чем мы предполагали и предполагаем.
Разве могут навредить нашим детям универсальные знания? Разве родители, независимо от их конфессиональной принадлежности, не должны понимать, что знания – благо, что образование – разностороннее – позволяет нам воспитать грамотных, нравственно благополучных членов общества, того общества, в котором не власть денег, а власть знаний будет главным критерием в отношениях между людьми?
…О сколько нам открытий чудных
готовят просвещенья дух
и опыт, сын ошибок трудных,
и гений, парадоксов друг
Это Александр Сергеевич Пушкин сквозь века напоминает нам об одном из самых необходимых условий существования земной цивилизации – образовании.