Волонтеры инклюзии
При поддержке Министерства по делам молодежи РД в республике реализуется проект «Волонтёры инклюзии». В волонтёрский корпус входят студенты факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, обладающие профессиональными навыками и знаниями сопровождения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, сообщили в пресс-службе ведомства.
В 2017 году, когда вуз посетила экс-министр просвещения России Ольга Васильева, было отмечено, что в стране осталось всего три дефектологические научные школы: в Москве, Санкт-Петербурге и Дагестане. Эта высокая оценка подтверждается тем, что именно дагестанские студенты становились победителями многих всероссийских конкурсов Президентской платформы «Россия – страна возможностей». В наставнической копилке преподавателей факультета победы на чемпионатах профессионального мастерства среди инвалидов «Абилимпикс», в федеральной олимпиаде «Я – профессионал», в конкурсе «Добровольцы России». Среди них много ребят, чьи стартовые возможности в результате инвалидности значительно отличались от обычных, но теперь они победители, лучшие в дефектологии и других направлениях.
Какими профессиональными качествами и навыками должен обладать специалист в области дефектологии? Отвечая на этот вопрос, декан факультета, заместитель министра по делам молодежи РД Патимат Омарова говорит:
«Совсем недавно профессиональные интересы концентрировались в сфере помощи детям с умственной отсталостью, нарушениями зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата. Сегодня мы всё чаще востребованы в оказании поддержки детям с расстройствами аутистического спектра и с одновременным нарушением слуха и зрения, в оказании помощи учителю в инклюзивном образовании».
А это, по ее словам, новые направления, требующие постоянного повышения компетенций, поскольку появляются исследования, которые необходимо учитывать.
«Одним из важнейших качеств дефектолога я бы назвала резильентность – устойчивость к внешним воздействиям даже в самых сложных ситуациях. Мне кажется, что устойчивость личности – это в принципе ключевая характеристика не только дефектолога, но и успешного человека», – делится Патимат Омаровна.
То есть круг его компетенций намного шире, чем у обычного педагога. Дефектолог должен владеть знаниями в педагогике и психологии и уметь преломить их через призму индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, максимально расширить зону развития.
«Все дети уникальны, однако если мы сталкиваемся с ситуацией повышенных потребностей в нашей инклюзивной поддержке, то должны уметь идти не только по проторенным путям, наша задача – создавать новые, ранее, возможно, не существовавшие индивидуальные образовательные маршруты», – подытожила замминистра.
Сейчас волонтёры инклюзии готовятся к V Республиканскому чемпионату профессионального мастерства инвалидов «Абилимпикс». Волонтёрский корпус полностью оснащен экипировкой, закуплена часть оборудования, рассказали в Минмолодежи РД. Отметим, что руководителем проекта является победитель федеральной олимпиады «Я – профессионал» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», аспирант ДГПУ Патимат Магомедова.