X
08:12 23.07.2020

Воспитание воинов на традициях народов России

Шайдабег МИРЗОЕВ, профессор Даггоспедуниверситета, офицер-политработник запаса
Выпуск - 2020 №№155-156
111

В преддверии праздника Победы советского народа в Великой Отечественной войне надобно вспомнить о том, на чем строилось могущество Советской Армии по защите Родины и освобождению от фашистского ига порабощенных стран и народов.

Как бы хотелось, чтобы сегодняшние молодые воины свято помнили подвиги наших отцов и дедов и, достойно выполняя свой долг перед Отечеством, не обособляя себя по регионам и республикам, по национальности и вероисповеданию, а взаимно обогащали друг друга духовно и нравственно значимыми для каждого человека этнокультурными и общечеловеческими ценностями. Ведь редко выпадает на долю мужчины такая удобная возможность, когда в ходе совместного выполнения важнейшей обязанности перед Родиной можно так близко и всесторонне изучить, понять культуру конкретного человека и народа, чьим представителем он является. Толерантность к народным традициям — гарантия сплоченности и дружбы воинов многонациональной Российской армии.

В Законе «Об образовании в РФ», в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Концепции воспитания молодежи РФ», а также в «Программе патриотического воспитания в Республике Дагестан» отмечается, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. Резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования человека-гражданина. В программно-инструктивных документах подчеркивается насущная необходимость учитывать культурные, языковые и психологические особенности людей разных национальностей при организации патриотического воспитания молодого поколения.

В Российской армии плечом к плечу с представителями свыше 100 национальностей нашей великой Родины достойно несут службу сыны около 40 коренных народностей Дагестана. Чем раньше будут учтены национальные особенности каждого воина, тем быстрее и эффективнее будет сплоченность, единство и мощь многонациональных российских Вооруженных сил.

Национальные особенности — это не только внешние признаки и речевые различия, как на первых порах кажется отдельным воспитателям. Национальные особенности могут выражаться также в привычках, вкусах, интересах, взглядах, симпатиях, чертах характера. Национальное своеобразие обнаруживается в мировоззрении, эстетическом отношении к природе, к людям, к их поступкам, в религиозных представлениях и настроениях. Вместе с тем это и определенные черты поведения, способы и приемы внешнего выражения эмоций, чувств, мыслей, знаний. Благодаря национальным особенностям личность в состоянии сохранить преемственность традиций и обычаев своего народа.

На отношение личности к традициям и обычаям, их соблюдение значительное влияние оказывают национальное окружение, мнение товарищей. Национально-психологические особенности являются существенной частью личностных качеств и свойств человека, его внутреннего мира.

Они придают определенную форму многим проявлениям личности. Например, верность национальным обычаям и традициям — это и отношение к истории своей нации, уважение опыта прошлых поколений. Верность обычаям и традициям может быть как социально полезной (например, гостеприимство, уважение к старшим, к родителям, почитание умерших), так и вредной (кровная месть, унижение женщины, помощь своему, даже если он не прав, и т.д).

На развитие национальных особенностей отдельной личности заметно влияют ее собственный жизненный путь, обстоятельства жизни, биография.

Важным фактором, обусловливающим направленность проявления и развития национальных особенностей, является воинская служба. Воин не только оказывает воздействие на других, но и сам испытывает влияние среды, учебных и служебных условий, товарищей по подразделению, командиров.

Существенной предпосылкой эффективного руководства многонациональным подразделением, успешного воспитания воинов является знание их национальных различий и особенностей. Средства массовой информации в последние годы акцентируют внимание на том, что между отдельными военнослужащими нередко случаются конфликты на национальной почве.

Зачастую нарушение дисциплины совершают воины, входящие в так называемые земляческие микрогруппы. Эти негативные явления можно изжить путем углубленного изучения личностей нарушителей дисциплины, лидеров национальных микрогрупп, выявления причин трений между отдельными воинами различных призывов и национальностей.

Главным показателем личных качеств военнослужащего, в том числе и его национальных особенностей, является реальное поведение. Но, кроме этого, важно иметь сведения о социальном, семейном положении воина, его родном языке, образовании, состоянии здоровья, о взаимоотношениях в коллективе, отношении к моральным и материальным ценностям.

Разумеется, такая работа кропотлива, она требует от воспитателя глубоких функциональных знаний типов, видов культуры по географическому, региональному, национальному, конфессиональному признакам, наработанных умений и навыков воспитательной работы в многонациональной среде. Однако знакомство с учебными планами некоторых высших и средних специальных учебных заведений, где готовят воспитателей из офицерского и сержантского состава, показывает, что в них не предусмотрены дисциплины культурологического цикла, при обучении не учитываются специфика и культурологические особенности хотя бы части народов нашего Отечества.

Командиры призваны изучать взаимоотношения воинов в сложившихся национальных микрогруппах. Можно использовать для этого личные наблюдения, беседы, открытые дискуссии о мужестве и отваге, о преданности народу и Родине. Относительно к воинам – дагестанцам, со школьной скамьи воспитанным на ярких примерах легендарных народных героев Хочбара, Шарвили, Парту Патимы, прославленных образах имама Шамиля, Хаджи- Мурат, Хаджи Дауда, мыслителей и просветителей шейха Магомеда Ярагского, Джамалутдина Казикумухского, Али-Гаджи Акушинского, Али Каяева, Гасана-Эфенди Алкадарского, можно с большой эффективностью использовать весьма содержательную книгу-справочник автора-составителя Зикруллы Ильясова «Дагестанцы: Герои России. Герои Советского Союза. Герои Социалистического Труда» (Махачкала, Даггиз, 2008 г.), где представлены 342 достойных сынов и дочерей дагестанских народов, в разные годы мужественно и стойко служивших Родине, ставших ярким примером преданности нашему многонациональному Отечеству.

Чтобы лучше понять национальные и другие особенности подчиненных, следует также глубже ознакомиться с историей республики, края, области, из которых они прибыли, с их национальными традициями и обычаями. Практика показывает, что даже беглое знакомство с достопримечательностями того или иного народа, ощущение на себе благоприятного влияния традиций и обычаев другого народа благотворно сказывается на воинах. Примером тому теплые признания воинов-спецназовцев Президенту В.В. Путину о жителях Цунтинского района, всячески поддерживавших их в ходе разгрома отряда бандитов в декабре 2003 года.

Основными методами изучения командиром национальных особенностей воинов должны быть апробированные на практике общепедагогические методы: наблюдение, этические беседы, анализ документов, опросы и анкетирование, эксперимент, изучение и совместный анализ историко-культурных традиций того или иного народа. Так, например, беседы с воинами Каспийского погранотряда и Махачкалинского гарнизона показывают, что 79,2 процента солдат и сержантов имеют близких друзей среди воинов иной национальности, 16,3 процента отметили, что дружат только с сослуживцами своей национальности. У 4,5 процента опрошенных дружеские отношения с сослуживцами иной национальности не сложились.

Есть такой опыт в армии, когда командиры отправляют родителям письма с просьбой рассказать о своих сыновьях, их привычках, характере. Следует подчеркнуть, что изучать воина той или иной национальности значит не только собирать его биографические данные, но и уметь подвергать их глубокому, системному педагогическому и психологическому анализу, стремиться на этой основе, предвидеть поведение военнослужащего, выбрать соответствующие методы и приемы воспитательного воздействия.

В этой связи возникает необходимость ведения командирами взводов, рот и батарей педагогических дневников, в которые заносятся сведения о подчиненных, наблюдения о проявлении ими своих черт характера, национальных особенностей поведения. Все записи следует анализировать, извлекать из них все то ценное, что помогает подобрать «особые ключики» к душе и сердцу каждого подчиненного, помочь ему встать в строй достойных воинов Российской армии.

Для воинов-дагестанцев, например, весьма значимы и ценны доблестные примеры и образы славных земляков: дважды Героя Советского Союза летчика-испытателя Амет-Хана Султана, Героев Советского Союза летчиков Юсупа Акаева, Ваентина Эмирова, Леонида Гальченко, подводника Магомеда Гаджиева, пулеметчика Ханпаши Нурадилова, танкиста Эльмурзы Джамагулова, Героев России Аскера Аскерова, Магомеда Баачилова, Загида Загидова, Арзулума Ильясова, Гаджимурада Нурахмаева, генерала Магомеда Омарова и многих других, мужественно защищавших наше Отечество и территориальную целостность Родины в годы Великой Отечественной войны и в борьбе с бандитскими формированиями.

Однако многие офицеры признают, что им как раз и не хватает знаний о национальных героях, об особенностях психологии, культуры, традиций и обычаев воинов различных национальностей. Почти каждый третий офицер отмечает недостаток навыков работы с национальными микрогруппами, их лидерами.

Отвечая на вопрос анкеты «Как улучшить работу с воинами различных национальностей?», сами командиры указывают на следующие меры: организовать обучение офицеров практике работы с многонациональным личным составом с максимальным учетом этнокультурных, этнопедагогических и этнопсихологических особенностей каждого воина; исключить ошибочные педагогические действия некоторых младших командиров, игнорирующих особенности традиционной среды и культуры роста и становления воина; рационально комплектовать многонациональные подразделения; усовершенствовать индивидуальную воспитательную работу с воинами различных национальностей; обеспечить реальную близость начальников к подчиненным, старших к младшим; повысить роль общественности в сплочении многонациональных коллективов и предупреждении замкнутости, обособленности отдельных воинов; постоянно анализировать состояние дисциплины и дисциплинарной практики, выявлять действительные причины конфликтов и нездоровых взаимоотношений между воинами разных национальностей; пропагандировать передовой опыт работы с многонациональным коллективом по укреплению дисциплины; разработать методику изучения и учета национально-психологических особенностей воинов.

Уважительное и бережное отношение офицеров и командиров, старшин и сержантов, да и всех военнослужащих к этнокультуре, этнопедагогике, этнопсихологии каждого народа, чьи сыны служат в том или ином регионе России, — надежная гарантия сплоченности и дружбы всех воинов, воинских подразделений и всей нашей Российской многонациональной армии.

Похожие

Подвиг на реке Десне

121
Ризван Сулейманов (на снимке – с женой) воевал с немецко-фашистскими захватчиками в Великую...

Трудный жизненный путь

57
Великая Отечественная война оставила свой горький след в судьбах большинства советских...

Вековая история фронтовика

264
100-летний юбилей отпраздновал на днях ветеран Великой Отечественной войны Тагир Тагиров....

Признание боевых заслуг

61
Участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант Александр Суров боролся с...

Эхо одного подвига

47
Великая Отечественная война не только драматический, но и героический период истории нашей...

Как в бою, так и в труде

50
Ирбайхан Акаевич Акаев – один из достойнейших представителей блестящей плеяды...

Автограф на рейхстаге

82
Уроженец дагестанского села Кумух Яков (Якуб) Сулейманов в годы Великой Отечественной войны...

Враг не прошёл

46
В летописях Великой Отечественной войны насчитывается немало исторических событий, которые...

Чтобы знали, чтили, помнили

55
Победа СССР в Великой ­Отечественной войне – подвиг советского народа, который навсегда...

Статьи из «Общество»

Кукушка

5
Недавно я женился, и сразу у меня появилось много забот. До женитьбы я любил проводить вечера...

В том видел он призвание своё

8
Обращая взор в грядущее, невольно приходишь к мысли, что жизнь человеческая, обретая силу,...

Главное богатство Нугутдина Исрафиловича

41
Однажды в кругу друзей зашел разговор о...

Рука дающего

5
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...

Жизнь, отданная служению Родине

99
Ветеран органов государственной безопасности Садилах...

История скрепила наш союз

8
… Вспомним, как 2020-й год – год 75-летия Великой Победы – ознаменовался для российского народа...

Мир меняется. А мы?

4
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

16
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

4
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...

Сады вместо свалок

13
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...