Купить PDF-версию
18:44 | 07 июня, Сб
Махачкала
X
04:41 25.04.2012

Воспитать нравственное поколение

В 90-х годах в сфере воспитания образовался вакуум. О патриотизме, интернационализме, идеологии как общественной задаче перестали даже упоминать. Более того, определения «воспитание», «идеология» стараниями «демократов-либералов» стали практически ругательными и квалифицировались как противоречащие правам и свободам человека.

Школа практически устранилась из воспитательного процесса, а эта функция официально переложена исключительно на семью. К чему привел идеологический хаос и разброд в среде учащейся неработающей молодежи, интеллигенции, армии, культуре, в СМИ, на телевидении, все хорошо знают. И сегодня мы оказались совершенно беспомощными в противостоянии духовно-нравственному кризису в обществе, коррупции, терроризму, несправедливости, лжи, клановости. Надо понимать, от решения этих вопросов зависит будущее нашей республики и страны. В президентской национальной инициативе «Наша новая школа» сформирована главная задача современной школы как «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом мире. И главная задача – претворить эти инициативы в практической деятельности образовательных учреждений». Сегодня предпринимаются все более и более энергичные попытки передать если не всю, то хотя бы значительную часть воспитательной работы в руки религии, поставить христианское и исламское учение в абсолютный центр всего воспитания. Конечно, проповедь христианских, исламских и других ценностей открывает огромные возможности для реализации духовно-нравственного воспитания человека, и эти возможности должны быть всемерно использованы. Но время показывает, что сами по себе церкви и мечети не могут полностью и окончательно решить все проблемы воспитания. Кроме того, в светском обществе существуют иные проблемы. Поэтому религия должна рассматриваться в совокупности с философией и искусством как инструмент воспитательного процесса. Важная составляющая воспитательной работы – формирование человека, его лучших личностных качеств и достойного поведения в обществе – является вечной общечеловеческой задачей воспитания, инвариантной к любому общественному строю и различным политическим реалиям. Работу в этом направлении необходимо развивать и совершенствовать с учетом новых общественных условий и новых общественных воззрений.

К сожалению, основная масса наших преподавателей, прежде всего окончивших непедагогические вузы, практически не имеет никакой подготовки ни по психологии, ни по педагогике, ни по публичным выступлениям, ни по теории воспитания, ни по профессиональной этике. Как ни странно, существует твердое мнение, что специальную психолого-педагогическую подготовку аспирантам – будущим преподавателям – давать излишне. Однако в инструктивных документах прописаны все те качества, которые надлежит воспитывать в студентах кураторам-преподавателям. Давайте же будем реалистами: эта работа сопряжена со множеством трудностей и проходит на фоне реального и агрессивного внедрения в общественное сознание идеи всевластия и всесилия рубля.

А это влечет за собой обесценивание гуманных идеалов и чувств, деформацию человеческих отношений, культивирует насилие, беззаконие, предательство, интеллектуальное и духовное обнищание.

Идея «обогатитесь кто как может» систематически пропагандируется СМИ. Достаточно посмотреть сцены жестокости, насилия на экранах телевизоров, чтобы понять: мы давно уже переехали с Заречной улицы на улицу Разбитых фонарей. А на смену лозунгу «Человек человеку друг, товарищ и брат» пришел другой: «Человек человеку конкурент, а значит враг». Серьезную озабоченность и тревогу в связи с этим вызывает факт отсутствия в новом законопроекте «Об образовании в РФ» гарантии доступности качественного образования как базового принципа, закрепленного Конституцией РФ. При перечислении субъектов образовательной деятельности законопроект не называет государство с его уполномоченными органами исполнительной власти в сфере образования. По сути отсутствие государства в образовании ведет к исчезновению практики его государственного финансирования, следовательно, отсутствию бесплатности образования. Законопроект исключает использование финансирования внебюджетных средств, называя источниками финансирования бюджетные и частные. Если в такой концепции закон об образовании будет принят, то это означает окончательное расслоение студенчества и учащихся и что самое страшное – общества.

Сегодня весьма значительная часть молодежи политически и гражданственно развращена, индифферентна, прагматически ориентирована только на «красивую жизнь» и материальный результат, все измеряется в рублях. И потому, на мой взгляд, если говорить о воспитательной работе с молодежью, начинать надо с создания государством объективных условий для этого, а не с составлений списка предписаний для преподавателей и учителей. Суровая правда жизни состоит в том, что не менее актуальной, чем передача знаний и обучение навыкам, является задача воспитания умения и желания хорошо работать, быть исполнительным, аккуратным и дисциплинированным, болеющим за результат труда. Именно поэтому существенным элементом воспитательной работы должно стать воспитание культуры труда, культуры обучения, повышения ответственности за качественное исполнение своих учебно-производственных обязанностей.

Комплексно судить о работе любого образовательного учебного заведения, учителя и преподавателя без учета уровня постановки в нем воспитательной работы практически невозможно. Государству следует решать вопросы гарантированного финансирования учебных заведений для решения этой проблемы. В штатное расписание следует ввести должности психологов, педагогов-организаторов, руководителей студий, кружков и т.д. Преподаватель должен быть более обучаемым, чем его ученики и студенты. В отношении с ними не должен выступать вперед его авторитет как человека, много знающего и облаченного полномочиями. Сегодня в ходу понятие «новый учитель», под которым понимается педагог, не только освоивший современные технологии обучения и воспитания, но и ищущий ответы на актуальные проблемы современности.

Мы должны уметь реагировать на вызовы нашего времени, в том числе и в образовании. Одной из причин такого парадоксального состояния является копирование современных моделей образования без стремления сохранить достоинство советской системы образования, ее фундаментальность, научность и философичность. Постоянные реформы и изменения социальных условий (социального статуса учебных заведений, экономический кризис, демографическая ситуация и т.д.) препятствуют скорейшему разрешению существующих противоречий российского образования. Судьба будущего России находится в руках воспитателей, учителей школ, преподавателей вузов – настоящих и будущих выпускников педагогических колледжей и университетов.

Как же подготовить в таких условиях преподавателя для работы в «Новой школе»? Есть только один выход для решения этой проблемы. Необходимы усилия учебных заведений, преподавателей, учителей на самообновление, самоподготовку и самовнедрение новых технологий. И в этих условиях инновационное движение становится мощнейшим стимулом самообразования. А главным принципом — приоритет самообучения, самоподготовки и самовоспитания образования. Это и есть то, о чем сейчас говорят «образование на всю жизнь». Думается, что проблемы современной общеобразовательной и высшей школы постепенно найдут свое решение, если государство и школа будут совместно работать над воспитанием достойных граждан нашей страны, говоря словами Святейшего патриарха Кирилла, «мы только тогда сохраним свое национальное самосознание, когда в центре будет возвышаться высокий нравственный идеал». 

Статьи из «Общество»

Духовный смысл Курбан-байрама

32
Мусульмане Дагестана, как и их братья по вере во всём мире, 6 июня отмечают Курбан-байрам –...

История одного села: Кубачи

22
И вновь зовет меня дорога в дальние края. Хотела написать «неведомые», но это неправда....

Любовная травма

7
Включаю я тут как-то телевизор, а там сидит мужчина в четырех­угольной красной шапочке и...

История государства в документах

6
Архивные документы – бесценное хранилище информации о...

С ответственностью за каждое слово

7
Его имя и сегодня остается брендом дагестанской...

Особый склад характера

8
За закрытыми дверями квартир, где дни тянутся медленно, их всегда ждут с нетерпением. Потому...

Безальтернативная необходимость

8
Снова актуальными и востребованными становятся такие...

Уроки мужества вместо уличных разборок

16
«Массовые стычки «пятисотых» и «сто тринадцатых»...

Памяти защитников Ленинграда

15
Сотни дагестанцев приняли участие на прошедших в Санкт-Петербурге и Ленинградской области...

Родом из Куруша

15
Талантливые дагестанцы в самых разных регионах нашей страны добиваются признания и...

Архитектор Байконура: наследие Албури Алхазова

14
В день юбилея космодрома Байконур...