Купить PDF-версию
19:59 | 21 ноября, Чт
Махачкала
X
00:02 19.06.2019

Все дороги ведут в Гигих?

Экономика нашей республики, да и всей страны, ввиду западных санкций, носящих скорее политический, чем экономический, характер, переживает определенные трудности. Оптимизация бюджетных средств прошла на всех уровнях и коснулась каждого из нас.

На таком фоне, понятно, государственные средства следует расходовать рачительно, обдумывать все плюсы и минусы. В целом так оно и происходит. Но государство – это чиновники! Чиновники талантливые и бездарные, честные и вороватые, порядочные и мздоимствующие…

Совсем недавно я узнал об удивительном факте, мягко говоря, бесхозного отношения к государственным средствам. А если судить с точки зрения права, то напрашивается другой лексикон. Возвращаясь из селения в Махачкалу, вижу возле райцентра Цумадинского района с. Агвали по скале пробивается какая-то дорога. Скальный отвал сыплется на асфальтированную дорогу, автомобилисты вынуждены создавать пробку, пока расчистят дорожное полотно. В этом, конечно, ничего предосудительного нет, когда производятся необходимые и социально востребованные работы.

— Куда эта дорога строится? – спрашиваю у водителей.

— В Гигих, — отвечают они.

— Но туда же есть дорога! – удивляюсь я. – Для чего такое капиталоемкое дело затеяно?

А теперь – внимание. Гигих – это небольшое селение, скорее хуторок, где проживает с десяток семей, до него из райцентра Агвали несколько километров, от силы пять-шесть. Здесь нет ни школы, ни помещения администрации села – оно обустроено в агвалинском отселке Кочали, где, собственно, и живут многие гигихцы и куда проложена асфальтированная дорога. Повторяю, в Гигих ведет приличная автомобильная дорога, и прорубать сюда, в людьми и богом забытый уголок, еще одну, дорогостоящую дорогу дорогостоящей техникой – нонсенс! И деньги, наши с вами деньги(!), на это ненужное дело (ниже объясню, почему ненужное. – А.М.) вложены не один-два, а 43 (сорок три!) с лишним миллиона рублей! И ради этой странноватой с любой точки зрения стройки через каждый час перекрывается дорога республиканского значения. Как мне сообщили по телефону из района, даже сами гигихцы не понимают, для чего к ним в аул строят ещё одну дорогу!

А теперь уточню, что средства эти федеральные, отпущены на строительство и ремонт местных дорог. При выборе объектов при этом следует учитывать сельскохозяйственную, туристическую и иную мотивацию – ведь деньги немалые, от них должна быть отдача для самого села, района, республики. Но Гигих не обладает ни одним из указанных выше факторов: для туристов интереса не представляет ни по народным промыслам, ни по природным объектам, для аграрного развития – то же самое. Сами подумайте, от силы полтора десятка дворов в населенном пункте, но кто-то щедрой рукой решил осчастливить его на целых 43 миллиона рублей, потратив их на дорогу, в которой вообще никакой необходимости нет! Мы знаем, все дороги ведут в Рим, но не в Гигих же…

Прокомментировать ситуацию я попросил замминистра транспорта и дорожного хозяйства республики Магомеда Тагирова.

— Деньги эти федеральные, — пояснил он, – целевые. И мы их должны использовать по назначению в полном объёме. Что касается выбора объекта, то мы прислушиваемся к рекомендациям местного руководства, в данном случае Цумадинского района.

Поясним читателям, что речь идёт о строительстве и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения, софинансируемых за счёт средств федерального бюджета в форме субсидий в рамках реализации государственной программы РФ «Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции до 2013-2020 гг.», о чём сообщает сайт министерства.

Магомеда Магомедовича знаю давно, знаю как энергичного и болеющего за свою республику человека. Но почему в самом Цумадинском районе решили, как горцы говорят, «смазать курдюк жиром»? Там что, плохо знают свой район, его нужды, где какой рельеф и какие секторы экономики нужно поощрять и поддерживать?

Глава республики Владимир Васильев и Председатель Правительства Артём Здунов не устают повторять, что в Дагестане необходимо развивать туристический кластер. Разве не нуждается в дорожном обустройстве известнейший в республике турмаршрут на 4-тысячники Богосского хребта? К Аддала-Шухгельмеэр, к «сердцу Дагестана», по выражению туристов и альпинистов, побывавших здесь? Разве не в окрестностях селений Аща, Ангида, Акнада расположены лучшие в районе и республике альпийские пастбища. Разве не сюда перегоняют на лето животных не только из Цумадинского, но и других районов республики? Уверяю вас, на кухне у каждого из руководителей района есть сыр, приготовленный на этих пастбищах. Но каким трудом, в каких условиях бездорожья животноводы готовят его! Разве не сюда в первую очередь следует строить новые и ремонтировать имеющиеся дороги, относящиеся к разряду местных? Разве не логично было потратить те 43 миллиона рублей именно в этом направлении?

Помните, Председатель Правительства РД Артём Здунов отметил, что по итогам 2018 года на едином счете республиканского бюджета Дагестана образовался остаток объемом 10,2 млрд рублей. Об этом он рассказал на сессии Народного Собрания, где отчитался о результатах деятельности правительства за 2018 год: «Эта сумма сложилась за счет планового профицита и перевыполнения плановых назначений на год по налоговым и неналоговым доходам, экономии средств дорожного фонда». Он также отметил, что неиспользованные в 2018 году остатки средств в полном объеме будут направлены в текущем году на те же цели.

То есть экономим, а потом тратим как попало? Я понимаю, это разные статьи бюджета, но суть дела от этого разве меняется? Свои деньги можем экономить, а федеральные потратить абы как? И вообще, может, ситуация нуждается в правовой экспертизе?

Статьи из «Общество»

Легендарный генерал Араблинский

4
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Главное оружие – наше единство

29
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Краснознамённая и легендарная

43
Каспийская флотилия разнородных сил Южного военного округа...

Годен к строевой

13
В России с 1 октября начался осенний призыв на срочную военную службу. По традиции в самой...

«Капитану» море не нужно

10
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

18
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Школа жизни Аскерханова

176
В древнем кумыкском селе Султан-Янги-Юрт 13 ноября 1920 года родился один из выдающихся сынов...