X
20:59 27.08.2012

Все хорошо в меру

Вынесенное в название статьи словосочетание - не мое изобретение. Это скорее выработанное человеческим опытом философское изречение. Оно на все времена: общественно-экономические формации будут меняться, но смысл этого изречения не исчезнет. Кто пытается исказить его, тот наталкивается на неприятности. У каждого явления есть своя мера: ни много ни мало.

Написать данную статью меня побудили последние события идеологического характера в Казани: 12 августа по российскому телевидению показали религиозную секту, состоящую из 70 человек. В нее входят и взрослые, и дети. Среди последних есть дети даже дошкольного возраста. Взрослые – это не только мужчины, но и женщины. Первые – с густыми бородами, вторые – с закрытыми лицами. Все они фанатично настроены: их главный принцип – аскетизм, отказ от мирских благ. Секта жила в полуподвальном помещении. Лидер секты строго заявил: «Мы хотим построить мусульманское государство нового типа». Лидер не признает направления ислама, которые до сих пор существуют, хочет придумать новый ислам. Возможно ли такое или нет – это проблема секты. Но суть в другом — к чему отшельничество в столь жестоких рамках? Ведь в России нет никакого запрета на вероисповедание – Конституция страны гарантирует право на свободу духовного выбора! Лишь бы этот выбор не был реакционным, не подавлял выбор других.

Секта ведет замкнутый образ жизни. Она против всякой светскости – не пускает детей в общеобразовательную школу и к врачу, «чтобы не было отступничества от веры». Это опасная тенденция. Не знаю, запрещает ли фундаментальный ислам светское образование, но должно быть понятно одно: без светских знаний в современном мире не обойтись. Вера и знания – разные сферы. Распоряжаться своим духовным миром – это право каждого. Но оно не должно противостоять общественному развитию и научно-техническому прогрессу. Тем не менее в России проблема фанатичности религиозного мировоззрения дает знать о себе остро. По данным правоохранительных органов, в стране функционируют восемь тысяч религиозных сект, члены которых являются приверженцами разных религий. И все они признаны радикальными. Размышления об образовании религиозных сект можно подытожить, по-моему, следующим образом: здесь тоже должна быть мера разумного и неразумного, дозволенного и недозволенного. Свобода не означает делать что угодно.

Сошлемся на другой, более нашумевший пример. Три девицы в храме Христа Спасителя в Москве совершили панк-молебен, то есть недостойно танцевали, оскорбляя храм и чувства верующих, так говорят представители РПЦ. «Танцовщиц» теперь судят за хулиганство. У этого поступка есть не менее важная сторона – моральная. Девицы, конечно, не должны были танцевать в храме: святое должно быть святым.

Мы часто впадаем в крайности. Коммунисты были ярыми атеистами, хотя в душе у них могло твориться что угодно. Они злостно ущемляли права и чувства верующих – это была преступная политика. Теперь же происходит обратное. Нет диктатуры компартии. Даны широкие гражданские свободы, в том числе и на вероисповедание. Однако проявилась другая крайность: немало случаев, когда приверженцы религии наступают на права неверующих. Такого не должно быть. В истории человечества всегда были и верующие, и неверующие. Им нужно жить в согласии, а не в противостоянии. Общество не может быть однородным в мировоззрении.

Рыночная экономика предполагает свободу производить и продавать товары. Вообще бизнесу дан зеленый свет. Это, конечно, хорошо. Только работай честно. Но пренебрегают этим важнейшим принципом. Хотят быстрее разбогатеть – и эта страсть подавляет в некоторых бизнесменах чувство ответственности. Большие деньги – большие заботы. А еще хуже – большая тревога. Честным путем невозможно быстро разбогатеть. За аферы же надо отвечать, если не перед законом, то перед конкурентами. Сколько случаев мы знаем, когда убивают богатых людей. Значит, они виновны перед кем-то? Даже если возможно честным образом накопить большое богатство, но, думаю, не стоит этого делать по той простой причине, что богач теряет покой и равновесие: огромное состояние будет привлекать внимание завистников. Так что материальное состояние хорошо тогда, когда тоже имеет меру.

Статьи из «Общество»

Последний ужин под Сталинградом

1
Май 1942 года. Война уже давно перестала быть чем-то далеким — она пришла в каждый дом, в каждую семью. В селе Уркарах, как и по всей...

Это нужно живым

1
Далекий 1941 год. Началась Великая Отечественная война, которая понесла за собой страшные...

Будет бульба как у Батьки

1
Дружба народов. Когда-то это понятие было знакомо каждому советскому школьнику. Благодаря...

Вклад бежтинцев в Победу

6
С каждым годом все дальше в историю уходят грозные события Великой Отечественной войны. За истекшие 80 лет зарубцевались раны и притупилась боль, причиненная людям...

Лучшая песня о Великой Отечественной

8
Стихотворение «Журавли» впервые было напечатано в 1968...

Правда, которую не стереть

12
Проблема фальсификации истории в ущерб интересам России приобрела в последние годы ярко...

Особая профессия

8
Ежегодно в России 30 апреля свой профессиональный праздник отмечают сотрудники пожарной...

Проводник добра

59
Многие герои моих публикаций впоследствии становятся моими добрыми друзьями, с которыми я...

Майский старт

10
Правда же, не зря в народе говорят: канун лучше самого праздника. Дело в том, что накануне...