X
08:06 09.02.2024

Всё началось с мотора для лодки

Наверное, ни одна марка мотоциклов не овеяна таким ореолом романтики, как «Харли Дэвидсон». Это даже не мотоцикл, это мотоциклетная легенда. Согласно официальным данным, компания была создана в 1901 году молодыми американцами Уильямом Харли и его другом Артуром Дэвидсоном.

Они не собирались заниматься мотоциклами, просто лодке, на которой друзья ловили в озере рыбу, потребовался мотор. Они соорудили мотор объемом всего 167 кубических сантиметров, который решили испытать на велосипеде. Опыт стал неудачным – на «велике» с мотором можно было кататься только по ровной поверхности, а в горку он не тянул.

Так бы всё на этом и закончилось, если бы молодые предприниматели не решили создать в 1903 году полноценный мотоцикл с двигателем мощностью 3 л. с. при 405 «кубах» рабочего объема и с ременным приводом на заднее колесо. В сентябре 1904 года мотоцикл на мотогонках занял четвёртое место. Окрылённые успехом, Харли и Дэвидсон разместили в журнале рекламу об этом, и тысячи людей узнали о возможности купить новинку. Сначала фирма ютилась в сарае. Теперь на этом месте находится штаб-квартира компании.

К 1907 году компания выпустила уже около 200 мотоциклов. В том же году байки начали поставляться для местной полиции. И тогда же два бизнесмена-конструктора представили миру новый мотоцикл с V-образным двигателем объёмом чуть меньше литра и мощностью около 7 лошадиных сил. В результате производство резко возросло, и к 1909 году было продано более 1000 экземпляров. К 1914 году компания стала ведущим производителем мотоциклов в США, а ещё через два года бизнесменам удалось заключить контракт с министерством вооружённых сил США и байки стали поставляться в войска. К 1920 году «Харли Дэвидсон» вышли на первые позиции по производству и продажам мотоциклов в мире.

Разразившийся мировой экономический кризис привел к падению продаж в четыре раза. Исправила это положение в 1936 году модель «Е», ставшая настоящим триумфом компании. Новинки в конструкции были настолько удачны, что многие ее элементы стали позднее применяться на мотоциклах следующих выпусков, навсегда определив их имидж. Благодаря лицензии на эти американские технологии в 1935 году возникли японские производители мотоциклов. Чуть позже продукцией Harley-Davidson заинтересовалась и Великобритания.

Во время Второй мировой войны в войска США поступило более 20 000 армейских мотоциклов «WLA», которые были оснащены двухцилиндровым оппозитным двигателем объемом 748 кубов с мощностью 23 л. с. и карданной передачей. В армию были направлены служить более 90 тысяч мотоциклов модели, получившей прозвище Liberator (Освободитель). Именно эта модель поставлялась союзникам по антигитлеровской коалиции. Только в СССР по ленд-лизу было отправлено 26 670 штук, что почти вдвое превышало количество всех советских мотоциклов, изготовленных за годы войны. В Красной Армии мотоцикл пользовался хорошей репутацией, как надёжный и неприхотливый.

Вплоть до 1962 года тяжелые мотоциклы компании не подвергались существенным модернизациям. К 1969 году «Харли Дэвидсон» увеличил производство и продажи, однако качество выпускаемой продукции оставляло желать лучшего. Без всякого сомнения, этот период можно назвать кризисом знаменитой марки. В это время произошло выдающееся событие в истории компании – была создана модель «1200 Супер­глайд», в дизайне которой был воплощен тот стиль, который сейчас называется «круизером» и который стал визитной карточкой компании.

Восьмидесятые годы стали периодом нового упадка компании, во многом из-за хлынувших на американский рынок недорогих японских моделей. Тактически верным шагом было увеличение пошлин на ввозимые в страну мотоциклы с моторами, рабочий объем которых превышал 700 куб. см. Попутно конструкторы компании были озабочены повышением качества своей продукции и снижением производственных издержек. В середине восьмидесятых годов была представлена целая серия круизеров «Софтэйл», отличительной чертой которых стала спрятанная за двигателем задняя подвеска, замаскированная под жесткую. Веяния моды на стиль ретро не остались незамеченными, и в конце восьмидесятых было выпущено несколько моделей, которые копировали внешний вид мотоциклов 1940–1950-х годов.

К началу девяностых годов модельный ряд компании насчитывал три основных линейки – «Спортстер», «Софтэйл» и «Электроглайд». Еще одним прорывом стала дебютировавшая в 2001 году серия V-rod, «изюминкой» которой была созданная совместно с конструкторами «Порше» новая система впрыска топлива.

Сегодня легенда жива и продолжает радовать своих поклонников новыми моделями. Существует всемирное общество обладателей мотоциклов этой марки. Однако «Харлей» продолжает оставаться мотоциклом не для всех. На сегодняшний день в сообществе байкеров­ состоит более миллиона поклонников этой марки.

Существует версия, что создателями компании были выходцы из Российской империи – Михаил Харламов и Василий Давыдов. Якобы Харламов окончил Императорское Московское техническое училище, а Давыдов учился в Петербургском политехническом институте и также был опытным инженером-механиком. Якобы они вместе с родителями эмигрировали в 90-х годах XIX века и в США сменили имена и фамилии.

Другие источники утверждают, что Уильям Сильвестр Харли родился в Милуоки в штате Висконсин в семье инженера-железнодорожника. Родители эмигрировали в США в 1860 году, но из Англии. Будучи соучредителем компании, Харли одновременно занимал должность главного инженера и казначея, проектировал мотоциклы в течение всей своей жизни. Артур Дэвидсон также родился в Милуоки. Родители его, как сказано в биографии, были выходцами
из Шотландии.

Статьи из «Колесо»

Встреча с инспектором ДПС

4
Имеет ли право инспектор ДПС интересоваться подробностями личной жизни водителя, задавая вопросы вроде: «Куда направляетесь? Какова цель поездки?». Почему...

Скрытые функции автомобиля

100
Современные автомобили оснащены множеством полезных функций, которые часто остаются...

Важные изменения для автомобилистов в 2025 году

448
Учет без ОСАГО, штрафы и осмотр: что...

Для ценителей тишины

6
Продолжаем сравнивать двигатели, работающие на разном топливе. Какой вариант лучше? Каждая...

Лёгкие диски – экономия топлива

7
Есть люди, которые «балуют» свою машину разными плюшками – покупают насадки на глушители, устанавливают дополнительную...

Штрафы растут как грибы

34
В Госдуме обсуждается законопроект, которым ужесточаются меры наказания за различного рода...

Флаг тебе в номер

68
Мы все привыкли к тому, что автомобильные номера, выданные в нашей стране, имеют чёрные цифры...

ДОСААФ поможет участникам СВО

17
Автомобиль с ручным управлением «LADA GRANTA» будет предоставлен для обучения вождению...

«Квартира» для летних шин

14
Наступает время, когда многие автомобилисты «переобуваются». Но все ли знают, что шины,...

Скрытые функции автомобиля

121
Полезные функции, которыми часто оснащаются современные автомобили, иногда остаются незамеченными неопытными автомобилистами. Вот 10 скрытых возможностей,...