Купить PDF-версию
07:46 | 26 июня, Чт
Махачкала
X
11:34 08.11.2008

Всю жизнь наполнять ее смыслом

По восточной традиции считается, что, прожив пять раз 12-летний цикл, человек якобы входит в новое состояние - возвращается в младенчество.

В Японии по такому случаю  дети и внуки дарят своему предку красный жилет и маленькую шапочку. Цвет жилета меняется с возрастом «младенца» — на 70- и 77-летие дарят жилет сиреневый, на 80-, 88- и 90-летие – желтый, а на 99-летие – белый. Однако уже много десятилетий Япония завела традицию почитания пожилых людей не только в юбилеи. День пожилых отмечается как праздник всенародно 15 сентября. Накануне торговая сеть предоставляет огромный выбор товаров со значительными скидками, медицинские учреждения проводят бесплатные медосмотры, благотворительные организации, фонды и различные государственные структуры выдают денежные пособия, школы и творческие коллективы готовят концерты и праздничные представления. В этот день, как правило, фитнес-центры приглашают представителей «серебряного возраста» бесплатно посетить бассейн или сауну, а парикмахерские – сделать модную завивку. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией от 16 декабря 1991 года подхватила японскую традицию в Европе и США, вместе с ними СССР и Россия также отмечают 1 октября День пожилых людей.

Возраст пожилого человека неопределенен, скорее, это физическое состояние  людей за 70. Но независимо от состояния человек в этом возрасте живет, одновременно подводя итоги жизни, задумываясь над смыслом прожитого. Немало таких, чья биография  предстает как сложный, драматический, со своими радостями и трагедиями процесс осознания человеком самого себя, своей сущности и сущности своего бытия. Многие находят и в этом возрасте в себе силы скорректировать свою биографию, облагородить и наполнить ее новым смыслом.  Хотя большинству, думается, достаточно принять основной тезис  античных философов: «Смысл жизни – в самой жизни человека!». Считая, что человек – существо природное, античные мыслители обосновывали этот тезис так: человек, подобно растению и животному, должен жить, получать удовольствие, выполнять свое предназначение – участвовать в воспроизводстве жизни человечества. Этот подкупающий своей простотой подход к жизни для пожилого человека в целом оказывается реализованным, а его продолжение – минимум того, что требуется от современного общества. ООН  разработала и рекомендует правительствам в отношении пожилых людей следующие принципы: они должны иметь доступ к качественному продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию посредством обеспечения им дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи. Эти требования, к сожалению, непосильны для подавляющего большинства стран мира, и не только потому, что многие нации стареют и чуть ли не каждый пятый – люди пожилого возраста. Современное общество неотвратимо поставлено перед проблемами обеспечения  достойной старости, медицинской помощи и ухода за стариками, выплаты пенсий и пособий, становящимися все более актуальными в последнее время, гарантий личной и финансовой безопасности пожилых людей.

Что касается жизни в свое удовольствие, даже Эпикур (древнегреческий философ, известный своим гедонизмом), говоря о наслаждении как цели жизни человека, в качестве средства их достижения предлагал добродетель. Она же является и средством в отношении к удовольствию, и потому нужна разумная и мудрая  организация этих средств и искусное подчинение их данной цели. При всей жизненной ценности этого подхода нередко проявляется отрицательная сторона жизни ради удовольствий. Рано или поздно, живя  без страданий и без напряжения трудностями, зачастую бездумно предаваясь чувственным наслаждениям, человек, как показывает жизненный опыт людей,  оказывается рабом своих страстей, в погоне за наслаждениями приходит  к различным человеческим  порокам. Постепенно, наслаждаясь одним, другим удовольствием, человек испытывает потребность в более сильных  впечатлениях, которые требуют нравственных и материальных жертв с серьезными последствиями для него и всего общества. Такой идеал и образ жизни имеют право на существование при серьезном их дополнении нравственными и духовными компонентами. Вот почему те же принципы ООН требуют обеспечения пожилым людям ухода и защиты со стороны семьи и общины в соответствии с системой культурных ценностей данного общества. Пожилые люди должны иметь доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему им поддерживать или восстанавливать оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия и предотвращать или сдерживать начало периода недугов.

Сама реальная жизнь, субъект которой всегда недоволен действительностью, постоянное осознание ущербности человеческого бытия в каждый момент времени подводили людей к поиску различных способов мировоззренческой и деятельной ориентации, предполагающей либо примирение с действительностью, либо стремление ее изменить. В обоих случаях нередко возможна  утрата веры в силы и разум человека. Тогда в  качестве источника жизненных ценностей  и мотивов выступают  творческая абсолютная  идея или всемогущий бог. Подобное истолкование смысла жизни и истолкование вообще мира дается в религиозных учениях эпохи Средневековья, когда получает обоснование утверждение: «Смысл жизни — вне жизни человека!». «Смысл жизни в служении высшему существу!» усматривали француз Р.Декарт и нидерландский философ Б.Спиноза. Самопознание  и  самосовершенствование — вот  истинная  цель жизни человека. У Спинозы более, чем у кого-либо, проявляется тенденция: Бог, религия — путь к обретению человеком высшего блага — путь к самосовершенствованию человека. Можно полагать с уверенностью, что в философском осмыслении проблемы смысла жизни, ее познания Спиноза выступает непосредственным предшественником немецкой классической философии,  утверждавшей самопознание и самореализацию высшим смыслом и истории, и человека. И в настоящее время такое понимание смысла жизни – одно из  массовых направлений в сознании миллионов людей. Оно является  высшей доминантой и у верующих, которые, даже когда ставят себе и светские цели, в том числе самосовершенствования и самореализации, толкуют их в   религиозном контексте.

Позже формируется подход: «Человек живет, чтобы действовать!», вместивший в себя множество обоснований активной роли человека в сотворении собственной судьбы, в построении своего счастья. Сторонниками   этой   концепции выступили М. Монтень, Ж.-Ж.Руссо, П.А. Гольбах, Л. Фейербах, Г. Спенсер и др. Такому жизненному тезису созвучны принципы той же ООН, которые предполагают предоставить возможность людям даже в пожилом возрасте иметь работу, заниматься другими видами приносящей доход деятельности; участвовать в соответствующих программах образования и профессиональной подготовки – быть деятельным, пока это возможно.

Эпоха Просвещения из разнообразия точек зрения выделила: «Смысл жизни — в служении идее!» — так считали Т.Мор, А. Сен-Симон, Ф.Бэкон, Дж. Локк, К.Маркс. Под идеей они понимали социальное равенство, коммунизм, благополучное будущее, новую форму общества. Сегодня говорят о гражданской культуре как совокупности общественнозначимых ценностей и установок, соответствующих природе демократии и ведущих общество по пути самосовершенствования. Эту систему ценностей образуют идеалы гуманизма, свободы, прав человека, патриотизма и т.п. Предполагается, что даже пожилые люди должны быть по-прежнему вовлечены в жизнь общества, активно участвовать в разработке и осуществлении политики, непосредственно затрагивающей благосостояние общества, делиться своими знаниями и опытом с представителями молодого поколения;  иметь право искать и расширять возможности для деятельности в интересах общины и выполнять на добровольной основе работу, отвечающую их интересам и возможностям; иметь возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста. 

В XX веке получает развитие жизненное кредо: «Смысл жизни — в самореализации!». Особенность подхода заключается в том, что человек оказывается должным сам выработать свою цель жизни и «сделать себя». Его сила и  отличие от других парадигм в том, что он нацеливает человека на постоянное творчество собственной индивидуальности. Если до этого личность воспринималась как данность, то философия, в том числе материализм Нового времени считают личность сотворенной, созданной самим человеком. Личность не ищет смысл, а вырабатывает и созидает его.  Как писал немецкий философ Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». Такую точку зрения поддержал и его соотечественник Фихте. Этой парадигмы придерживались русские мыслители Н.А.Бердяев, В.Соловьев, С.Н.Трубецкой, Л.А.Шестов. Так же считал Н. К. Рерих, усматривая главную задачу жизни в самоусовершенствовании через искусство или какие-либо другие творческие достижения, но в центре внимания их остается жизнь самого человека, его личность. Эти мыслители и в пожилом возрасте стремились к полной реализации своего потенциала. Современное же общество должно дать доступ к образованию, культуре, творчеству гораздо большему числу пожилых людей.  

Много размышлял над вопросом о смысле и цели жизни уже в преклонном возрасте Л.Н.Толстой. В результате он пришел к выводу, что и то, и другое заключается в самосовершенствовании личности, хотя ему было ясно, что смысла жизни отдельной личности нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей. А между тем, указывает Толстой, жизнь человека невозможна без общественных и нравственных побуждений, и потому всем определениям жизни он противопоставляет свое: «Жизнь есть стремление к благу, сопровождающееся чувством удовольствия или страдания». Возражая против натуралистического истолкования сущности человеческой жизни, Л.Н. Толстой подводит ее к нравственному и моральному толкованию.

«Мне,- пишет Толстой в «Исповеди»,- нужно знать смысл своей жизни, а то, что она есть частица бесконечного, не только не придает ей смысла, но уничтожает всякий возможный смысл». Человек, как существо разумное, ищет разумного объяснения явлений жизни, и чем больше он живет, тем чаще в его сознании возникает вопрос: зачем жить, зачем желать, зачем делать? Понятно, что если философия остается сама собой и не выходит за пределы своих возможностей, способна лишь  поставить вопросы «что?» и «почему?» и постараться ответить на них, то на вопрос «зачем?» должна честно ответить: «не знаю». Столь же неутешительны результаты социологической науки в решении проблемы смысла жизни. Рассматривая каждого человека как часть человечества, социологи утверждают, что призвание людей состоит в содействии осуществлению общественных идеалов. Против такого эмпирического поиска идеалов возражает Толстой: что следует понимать под идеалами человечества, тем более известно, что между людьми никогда не было согласия о лучшей жизни. По мнению Толстого, нельзя определять смысл жизни, идя от идеала, потому что сам идеал возникает вследствие того или иного своего жизненного призвания.

Все известные философские позиции Толстой считает не содержащими в себе удовлетворительного решения вопроса о смысле жизни, так как они выведены из  разума. По его мнению, в поиске смысла жизни надо опираться на жизненную силу, заключающуюся в простом народе, понимание смысла жизни которым не деформировано ни влиянием науки, ни влиянием церкви. Выступая против искажения проблемы наукой, Толстой полагается на «неразумное знание» народа, которое есть вера, и потому в народе и надо искать смысл жизни. Но современная наука и философия все же дают удовлетворительные ответы на вопрос о смысле жизни,  и об этом — в следующей статье.

Статьи из «Общество»

На языке доверия и созидания

45
В Москве на ВДНХ стартовала международная экспедиция «Путешествие в сердце Евразии»....

А у нас в доме газ. А у вас?

4
Программа социальной газификации городских и сельских поселений в 2024 году охватила и садоводческие товарищества.

Становитесь в электронную очередь!

3
Согласно данным МВД республики, жители Дагестана...

Один общий смысл

3
Иногда город замирает от... тишины. Вечером 22 июня в Историческом парке «Россия – моя...

Сдельщик из Овального кабинета

41
Близость Дагестана к Ближнему Востоку в свете последних событий теперь уже приобретает не только географический характер. А до...

За верность традициям мира

15
Год прошел с момента трагедии, которая потрясла Дагестан и всю нашу страну 23 июня 2024 года. В...

Чекисты на войне

36
Отрывки из книги «Чекисты на войне» (2005 года издания), автор ветеран органов безопасности,...

Без отписок и пустых общений

42
Депутатский прием, как правило, связан с решением социальных вопросов, проблем ЖКХ,...

Регламент

10
На презентации книги об Ахмедхане Абу-Бакаре мне предложили выступить, так как я являюсь...

Мифы автомобилистов

19
Существует множество мифов и легенд об автомобильной промышленности, о том, как работают...

Вожделенный личный транспорт

12
Как из всех автомобилей выбрать лучший? На что важно...

На фронте и в тылу

13
Восемьдесят четыре года назад прервалась мирная жизнь советских людей – Германия вероломно...