Купить PDF-версию
17:36 | 10 июня, Вт
Махачкала
X
00:00 22.10.2014

Является ли Россия светским государством?

В современном Дагестане только отдельные представители интеллигенции осмеливаются публично выступить в защиту светских нравственных ценностей. Одним из них является Загид Абдулагатов, который опубликовал в «Дагправде» от 11 октября сего года статью «Нравственность дагестанца: между религией и светскими нормами».

Я хочу выступить как единомышленник 3. Абдулагатова и акцентировать внимание читателя на нарушениях светских законов и норм Конституции в современном российском обществе, обосновать идею, что, являясь по Конституции светским государством, в реальности Россия превращается в клерикальное.

Вопрос, поставленный в заглавии статьи, может показаться читателю странным, поскольку ст. 14 Конституции РФ однозначно провозглашает: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Данное положение означает, что действия и решения всех государственных чиновников, в том числе Президента страны, должны быть светскими, служебным положением никак не связанными ни с одной из религий. Государственная политика в области образования должна носить светский характер. Этот принцип закреплен в законе РФ «Об образовании».

Однако на практике картина прямо противоположная. Светскому просвещению Российское государство в лице чиновников Министерства образования не уделяет никакого внимания. Многие из них по церковным праздникам стоят со свечками в руках перед камерами ТВ, демонстрируя попрание своего гражданского статуса, как и соответствующих статей закона. Причем делают они это публично, бросая вызов общественному мнению.

В стране за годы перестройки шло масштабное строительство религиозных учреждений. Подсчитано, что с начала 90-х годов на просторах СНГ построены и восстановлены десятки тысяч церквей, мечетей, прочих молельных домов. В то же время на каждое открытое религиозное учреждение приходится двух- трех-кратная ликвидация школ, клубов, библиотек, дворцов и домов культуры.

Из учебных программ высших учебных заведений изгнано научное изучение такого важного социально-исторического феномена, как свободомыслие и атеизм, изживают преподавание научно-материалистической философии. При вузах государство открывает студенческие храмы, кафедры теологии (МИФИ), для ознакомления студенческой молодежи с христианской и исламской догматикой приглашаются богословы. В результате вместо светского просвещения – ведущего фактора демократии и культурного прогресса в современном мире — в Российском государстве идет откровенная воинственная религиозная агитация и пропаганда, свободомыслие и здравомыслие все больше вытесняются из общественного сознания.

Упадок культуры и человеческих отношений в современной России наблюдается, как говорится, невооруженным глазом. Это накладывает отпечаток и на качество доминирующих мировоззрений. Среди современных отечественных верующих самую большую группу составляют так называемые конформисты, иначе говоря, верующие стадно, следуя моде, только для вида. В стране немало и невежественных атеистов, нигилистов, эгоистов, а также мало думающих о себе и других. Они живут, руководствуясь привитыми им СМИ примитивными инстинктами, являются жертвами неэффективной экономики и социальной политики коррумпированных чиновников.

В светском государстве, каким Россия считается по Конституции, церковь в законодательном порядке должна быть отделена от участия в управлении государством, а ее иерархи не должны влиять на принятие государственных решений, на светскую общественную жизнь. В нем должна быть внятная светская система ценностей, светская система образования и просвещения. Долг светского государства — не строительство храмов и молельных домов, а открытие новых дворцов и домов культуры, научно-образовательных и культурно-досуговых центров, музеев, заповедников, спортивно-оздоровительных комплексов и т.д.

Один из важнейших принципов светскости — это свобода совести, которая предполагает содействие государства в распространении научной информации и норм светской нравственности. Хотя фундаментальные принципы светскости и секуляризма известны давно, в школьных учреждениях России они не изучаются. Никто не разъясняет само понятие светскости, предполагающее свободу совести и разума, право иметь любые религиозные верования, так же, как и право отказаться от них в пользу научного мировоззрения, здравого смысла, просвещенного атеизма.

Как видно из изложенного, современная Россия по всем показателям является не светским, а псевдосветским государством. От свободомыслия и светской культуры в нем остаются только рожки да ножки.

В заключение еще раз хочется отметить, что в советский период атеизм наступал на религию и церковь, а в постсоветскую эпоху, наоборот, церковь и власть совместно преследуют свободомыслие и атеизм. Возникает необходимость поиска консенсуса между этими противоположными типами мировоззрений, исключающего насилие, предполагающего свободу их совместного сосуществования. Критикуя политику советской власти в данном аспекте, нельзя продолжать ее в худших формах в противоположном направлении.

Возвращаясь в конце к теме, поднятой Загидом Абдулагатовым, хочу повторить то, что я высказал десять лет назад в книге «Философские размышления», а именно: «Девальвация религиозной веры и деградация нравственности особенно очевидны у нас в республике. По заявлениям представителей Духовного управления мусульман Дагестана, в республике до 90% жителей являются правоверными мусульманами, а социологические исследования показывают, что истинных верующих, по словам самих же называющих себя верующими, всего 10-15%».

В Дагестане, как и везде в России, процветают насилие, грабеж, терроризм, воровство, наркомания, проституция, коррупция, общественный аморализм и т.д., не совместимые с искренней верой в бога и подлинной нравственностью.

С сожалением приходится констатировать, что ислам возрождается в республике не своей сущностной, нравственной стороной, а скорее внешними атрибутами, свойствами, которые создают видимость и препятствуют ему реализовать свое высокое предназначение. Чем раньше мы это осознаем, тем надежнее оградим себя от ростков псевдодуховности. 

Салих Муслимов, доктор философских наук, профессор ДГУ  

Статьи из «Общество»

Гаранты Конституции

2
Проблематику института присяжных обсудили на Всероссийской научно-практической...

Второй век ветерана

3
Ветеран Великой Отечественной войны Муса Багаудинов отметил свое 101-летие. Празднование...

Победа в музейных экспонатах

7
В мае наша страна отметила очень важное для всех событие – 80-летие Победы в Великой...

Духовный смысл Курбан-байрама

54
Мусульмане Дагестана, как и их братья по вере во всём мире, 6 июня отмечают Курбан-байрам –...

История одного села: Кубачи

51
И вновь зовет меня дорога в дальние края. Хотела написать «неведомые», но это неправда....

Любовная травма

14
Включаю я тут как-то телевизор, а там сидит мужчина в четырех­угольной красной шапочке и...

История государства в документах

7
Архивные документы – бесценное хранилище информации о...

С ответственностью за каждое слово

11
Его имя и сегодня остается брендом дагестанской...

Особый склад характера

32
За закрытыми дверями квартир, где дни тянутся медленно, их всегда ждут с нетерпением. Потому...

Безальтернативная необходимость

9
Снова актуальными и востребованными становятся такие...

Уроки мужества вместо уличных разборок

22
«Массовые стычки «пятисотых» и «сто тринадцатых»...