Является ли Россия светским государством?

В современном Дагестане только отдельные представители интеллигенции осмеливаются публично выступить в защиту светских нравственных ценностей. Одним из них является Загид Абдулагатов, который опубликовал в «Дагправде» от 11 октября сего года статью «Нравственность дагестанца: между религией и светскими нормами».
Я хочу выступить как единомышленник 3. Абдулагатова и акцентировать внимание читателя на нарушениях светских законов и норм Конституции в современном российском обществе, обосновать идею, что, являясь по Конституции светским государством, в реальности Россия превращается в клерикальное.
Вопрос, поставленный в заглавии статьи, может показаться читателю странным, поскольку ст. 14 Конституции РФ однозначно провозглашает: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Данное положение означает, что действия и решения всех государственных чиновников, в том числе Президента страны, должны быть светскими, служебным положением никак не связанными ни с одной из религий. Государственная политика в области образования должна носить светский характер. Этот принцип закреплен в законе РФ «Об образовании».
Однако на практике картина прямо противоположная. Светскому просвещению Российское государство в лице чиновников Министерства образования не уделяет никакого внимания. Многие из них по церковным праздникам стоят со свечками в руках перед камерами ТВ, демонстрируя попрание своего гражданского статуса, как и соответствующих статей закона. Причем делают они это публично, бросая вызов общественному мнению.
В стране за годы перестройки шло масштабное строительство религиозных учреждений. Подсчитано, что с начала 90-х годов на просторах СНГ построены и восстановлены десятки тысяч церквей, мечетей, прочих молельных домов. В то же время на каждое открытое религиозное учреждение приходится двух- трех-кратная ликвидация школ, клубов, библиотек, дворцов и домов культуры.
Из учебных программ высших учебных заведений изгнано научное изучение такого важного социально-исторического феномена, как свободомыслие и атеизм, изживают преподавание научно-материалистической философии. При вузах государство открывает студенческие храмы, кафедры теологии (МИФИ), для ознакомления студенческой молодежи с христианской и исламской догматикой приглашаются богословы. В результате вместо светского просвещения – ведущего фактора демократии и культурного прогресса в современном мире — в Российском государстве идет откровенная воинственная религиозная агитация и пропаганда, свободомыслие и здравомыслие все больше вытесняются из общественного сознания.
Упадок культуры и человеческих отношений в современной России наблюдается, как говорится, невооруженным глазом. Это накладывает отпечаток и на качество доминирующих мировоззрений. Среди современных отечественных верующих самую большую группу составляют так называемые конформисты, иначе говоря, верующие стадно, следуя моде, только для вида. В стране немало и невежественных атеистов, нигилистов, эгоистов, а также мало думающих о себе и других. Они живут, руководствуясь привитыми им СМИ примитивными инстинктами, являются жертвами неэффективной экономики и социальной политики коррумпированных чиновников.
В светском государстве, каким Россия считается по Конституции, церковь в законодательном порядке должна быть отделена от участия в управлении государством, а ее иерархи не должны влиять на принятие государственных решений, на светскую общественную жизнь. В нем должна быть внятная светская система ценностей, светская система образования и просвещения. Долг светского государства — не строительство храмов и молельных домов, а открытие новых дворцов и домов культуры, научно-образовательных и культурно-досуговых центров, музеев, заповедников, спортивно-оздоровительных комплексов и т.д.
Один из важнейших принципов светскости — это свобода совести, которая предполагает содействие государства в распространении научной информации и норм светской нравственности. Хотя фундаментальные принципы светскости и секуляризма известны давно, в школьных учреждениях России они не изучаются. Никто не разъясняет само понятие светскости, предполагающее свободу совести и разума, право иметь любые религиозные верования, так же, как и право отказаться от них в пользу научного мировоззрения, здравого смысла, просвещенного атеизма.
Как видно из изложенного, современная Россия по всем показателям является не светским, а псевдосветским государством. От свободомыслия и светской культуры в нем остаются только рожки да ножки.
В заключение еще раз хочется отметить, что в советский период атеизм наступал на религию и церковь, а в постсоветскую эпоху, наоборот, церковь и власть совместно преследуют свободомыслие и атеизм. Возникает необходимость поиска консенсуса между этими противоположными типами мировоззрений, исключающего насилие, предполагающего свободу их совместного сосуществования. Критикуя политику советской власти в данном аспекте, нельзя продолжать ее в худших формах в противоположном направлении.
Возвращаясь в конце к теме, поднятой Загидом Абдулагатовым, хочу повторить то, что я высказал десять лет назад в книге «Философские размышления», а именно: «Девальвация религиозной веры и деградация нравственности особенно очевидны у нас в республике. По заявлениям представителей Духовного управления мусульман Дагестана, в республике до 90% жителей являются правоверными мусульманами, а социологические исследования показывают, что истинных верующих, по словам самих же называющих себя верующими, всего 10-15%».
В Дагестане, как и везде в России, процветают насилие, грабеж, терроризм, воровство, наркомания, проституция, коррупция, общественный аморализм и т.д., не совместимые с искренней верой в бога и подлинной нравственностью.
С сожалением приходится констатировать, что ислам возрождается в республике не своей сущностной, нравственной стороной, а скорее внешними атрибутами, свойствами, которые создают видимость и препятствуют ему реализовать свое высокое предназначение. Чем раньше мы это осознаем, тем надежнее оградим себя от ростков псевдодуховности.
Салих Муслимов, доктор философских наук, профессор ДГУ
Статьи из «Общество»
Стократ Сократ

Пересдача на права: новшества

«Вариатор» или «робот»?

Силой мысли облечённый

Нам расскажут о нас

Космос будущего

Проводник добра
