17:03 03.03.2016
Общество -
Языковая политика как фактор сохранения и развития языков народов Дагестана

Известно, что сегодня под угрозой исчезновения находятся около пятидесяти языков, носителями которых являются малочисленные народы России, проживающие на Кавказе и Дальнем Востоке, в Сибири и на Севере европейской части нашей страны. Из шести уровней шкалы жизнеспособности языков, разработанных ЮНЕСКО («находится в безопасности», «положение вызывает опасение», «язык находится под угрозой исчезновения», «язык находится в серьезной опасности», «язык находится в критическом состоянии», «язык исчез»), языки народов Северного Кавказа, в том числе и дагестанские, соответствуют уровню языков, находящихся под угрозой исчезновения.
Язык любого народа является инструментом сохранения и передачи следующим поколениям его культурного наследия. Устойчивая и грамотно построенная языковая политика может способствовать сохранению основы национальной культуры – языка, а также стабилизации межнационального согласия в полиэтническом регионе.
Для сохранения, развития и совершенствования языка, расширения сфер его функционирования, роста его роли в общественной жизни большое значение имеет системный подход к языковой ситуации в регионе. Причины сложившейся языковой ситуации в результате языковых процессов, происходящих в языковой общности, выявляются на основе научных исследований ученых. Важным источником при разработке проблем и осуществлении практических мер, составляющих языковую политику государства, являются социолингвистические данные. Языковая политика – это уникальный околоязыковой фактор, который способен воздействовать на все стороны развития языков: на общественные функции языка в региональной языковой ситуации, классификацию его функциональных разделов, таких как стили, жаргоны, диалекты и т. д., а также на внутреннюю структуру его различных уровней, равно как и на графику и письменность.
Языковая политика в полиэтнических регионах России соответствует принципам и приоритетам российской государственной этноязыковой политики в целом. Одной из приоритетных позиций «Стратегии национальной государственной политики России» на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ В. В. Путина, является сохранение и возрождение языков и культур народов страны, содействие укреплению единства ее граждан. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется руководствоваться положениями Стратегии при работе в данной сфере.
Современные процессы отмирания языков принято связывать со «стихийными силами глобализации». Однако жизнеспособность языка, прежде всего, определяет человеческий фактор – ценностные ориентации носителей языков, их языковая компетенция, профессиональный подход к проблеме сохранения и развития языков.
Языковую ситуацию, наряду с другими, образуют такие факторы, как национально-демографический; материальный,лингвистический и некоторые другие, благоприятное сочетание которых способствует успешному функциональному развитию языков. Лингвистический фактор, определяющий структурное и функциональное состояние языка, в приведенном ряду является доминантным: функциональная мощность языка определяется наличием функциональных стилей, терминологических систем, письменных традиций и др. Функциональную мощность языка определяет также уровень разработанности норм литературного языка. Все эти факторы в значительной степени зависят от сознательного воздействия общества на язык, т.е. от национально-языковой политики, которая выражается в языковом планировании и языковом строительстве, в частности, в принятии и реализации языковых законодательных актов. Именно законодательные акты, направленные на регулирование языковых проблем, способствуют расширению социальных функций языков. Существенным фактором является языковое строительство, суть которого есть воздействие на состояние и функционирование языков. Иначе говоря, можно воздействовать целенаправленно как на внутреннюю структуру, так и на функциональную сторону языка. В первом случае говорят о нормировании в области произношения, лексики, морфологии, синтаксиса, включая также мероприятия по разработке и совершенствованию письменности, графики и т. п. Во втором случае воздействие может быть оказано на расширение или сужение функций языка в определенной языковой ситуации, на состояние отдельных подсистем единого языка (стилей, жаргонов, диалектов). При этом воздействие на языковую структуру осуществляется через функциональную сторону языка.
Осознание огромной социальной и культурной роли литературного языка требует эффективной работы по совершенствованию его норм. Изучение, точное описание и закрепление языковых норм является важнейшей общекультурной задачей. Развитие норм зависит от уровня развития языка в целом, его статуса, условий, в которых он функционирует. Так, унификация и совершенствование норм литературных языковДагестана стимулирует создание благоприятных условий для сохранения и развития языков в целом.
Таким образом, защита национальных языков от влияния глобализации заключается в сознательном и грамотном подходе к вопросам федеральной и региональной языковой политики.
В связи с увеличением исследований, посвященных правовым вопросам в области языковой жизни, некоторые ученые отмечают политизацию языка. Однако при всей многоаспектности исследований вопросов языковой политики, языкового планирования и языкового строительства, все они преследуют общую цель – возрождение, сохранение, защиту и развитие языков народов Российской Федерации. Следует лишь отметить, что отступление от общих принципов Стратегии национальной политики Российской Федерации в исследованиях, использование разных терминологических источников могут препятствовать достижению этой общей цели.
В рамках социолингвистики исследуются такие понятия, как языковое сообщество, языковая ситуация, языковая политика, языковое строительство и др. Несмотря на то, что термин «языковая ситуация» применим в большинстве случаев по отношению к большим языковым сообществам (странам, регионам, республикам), в контексте общей языковой ситуации возникает как минимум не меньшая необходимость освещения состояния национальных языков, являющихся родными для немногочисленных этносов. Языковой политикой называют комплекс мер, принимающихся как целым государством, так и отдельным регионом или этносом для положительного изменения состояния языка и его норм, для расширения выполняемых языком функций и увеличение его сфер обслуживания. Схема и механизмы проведения языковой политики учитывают интересы народа и корректируются в соответствии с его запросами. Языковая политика применяется, как правило, в следующих социальных сферах: образование, искусство, культура, государственно-социальные взаимоотношения, религия, наука и т. д.
Возросший интерес к вопросам языковой политики объясняется тем, что в наше время стало актуальным функционирование и развитие языков в современных условиях, вбирающих в себя такие аспекты, как билингвизм, связь языка и культуры, языковое планирование, языковое строительство и т.п.
Законодательство, гарантирующее защиту прав и свобод человека, гражданина, ребёнка в области изучения родного и иных языков, представлено следующими нормативно-правовыми актами: Конвенцией о правах ребёнка; Конституцией Российской Федерации; Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Законом Российской Федерации «Об образовании»; Федеральным государственным образовательным стандартом; Конституциями республик, входящих в состав РФ.
Поскольку дагестанским языкам присвоен статус государственных языков, Закон «Об образовании» подразумевает изучение родного языка в качестве обязательного предмета в образовательных учреждениях, в которых обучение ведется на русском языке. Обязательное обучение в школах родному языку их носителей прописано в Конституции РД.
Именно фактор обязательности обучения языкам служит гарантией достаточного уровня и качества образования, что обеспечивает не только более ответственное отношение учащихся к предмету «родной язык», но и государственную поддержку преподавания в школах даннойдисциплины, включая соответствующее финансирование.
К сожалению, в Дагестане пока нет ни концепции развития дагестанских языков, ни какой-либо другой программы их развития, ни финансирования на их реализацию. Более того, в 2014–2015 учебном году в Республике Дагестан около 500 мононациональных сельских школ перешло на русский язык обучения. Это серьезное нарушение прав ребенка на получение образования в начальной школе на родном языке. Еще раз подчеркиваем, что речь идет не о городских школах.
Если рассматривать процесс обучения родному языку в целом, не ограничиваясь школьным временным отрезком, то очевидно, что первые годы жизни ребенка (1–6 лет) являются самыми важными при овладении одним или более языками, поэтому родная речевая среда для него является крайне необходимой. Дальнейшее обучение ребенка в школе родному языку только укрепляет его речевую основу. К сожалению, некоторые родителизапрещают своим детям изучать родной язык, не задумываясь о последствиях, которые приводят к маргинализации целых поколений, не владеющих родной речью.Многочисленные исследования подтверждают, что дети, начинающие образование на своем родном языке, более эффективно вливаются в учебный процесс и в дальнейшем достигают больших жизненных успехов, по сравнению с начинающими образование в школе на новом, незнакомом языке.
Жизнеспособность языков малочисленных народов Дагестана зависит не только от законодательных документов, их реализации в рамках законов, но и от других обстоятельств. В частности, начавшийся со второй половины XX века процесс переселения горцев на равнину имел негативные последствия для всех дагестанских языков и культуры.
В Дагестане из года в год сужаются сферы влияния родных языков. О недостаточном использовании дагестанских языков в сфере образования говорит тот факт, что до сих пор отсутствуют какие-либо нормы по использованию родных языков в дошкольных образовательных учреждениях РД, что противоречит концепции полилингвального образования, одобренной Правительством РФ, которая предполагает обязательное введение родного языка, начиная с младшей группы дошкольных образовательных учреждений. Следует также законодательно закрепитьпункт об обязательном введении родного языка для изучения на всех факультетах в вузах РД.Необходимо также ввести ЕГЭ по родным языкам для всех выпускников дагестанских школ. Что касается дошкольных образовательных учреждений, то по закону допускается создание детских садов (и других образовательных учреждений), функционирующих на родном языке по инициативе национально-культурных обществ.Пока, к сожалению, нет системного, глубокого исследования анализа причин постепенного сужения сфер употребления дагестанских языков и снижения уровня владения родным языком.
Использование дагестанских языков в системе образования должно найти свое отражение в целевых долгосрочных и краткосрочных Программах по сохранению и развитию языков народов Республики Дагестан. Ученые нашего института разработали программу по сохранению и развитию дагестанских языков. Однако наши старания и предложения остаются гласом вопиющего в пустыне.
В письмах, обращенных в органы государственной власти РД, предлагалось участие ученых в разработке научной составляющей целевых программ, однако до сих пор наша помощь не востребована.
К сожалению, до сих пор не принят Закон «О языках народов Дагестана», где можно было бы предусмотреть меры по сохранению и развитию языков народов Дагестана.Важными представляются также разработка и финансированиереспубликанских целевых программ, реализация которых приведетк изданию художественной, научной, учебной и учебно-методической литературы на языках народов Дагестана.
Необходимо уделить серьезное внимание воспитанию и обучению в детских дошкольных образовательных учреждениях, а также подготовке специалистов, работающих в области сохранения и развития языков народов Дагестана.
Кроме этого, приветствуется создание в регионе специального экспертно-консультативного совета, призванного заняться проблемой сохранения дагестанских языков. Членов этого совета необходимо выбирать из числа ученых,преподавателей, журналистов и литераторов для оказания методической помощи по сохранению и развитию языков народов РД, а также для сотрудничества по данному направлению с общественными объединениями и органами государственной власти.
В последние годы в практику преподавания вводится модельполилингвального и поликультурного образования. Полилингвальное обучение не только является отражением общегосударственных и национально-культурных интересов в сфере образования, но и выступает как неотъемлемая часть современного образования с учетом общих тенденций развития многокультурной и полиэтнической среды и сохранения культурной и национальной самобытности народов нашей страны.
Основополагающим принципом функционирования модели поликультурного образования является применение родного (первого) языка в роли языка обучения и изучения. С другой стороны, русский язык, охватывая российское образовательное пространство, общественно-политическую, хозяйственную и духовную жизнь федеративного государства, выступает первостепенно важным в роли одного из языков обучения и изучения. Приведенный выше подход дает возможность одновременно сохранить фундаментальные образовательно-воспитательные функции родного (первого) языка, при этом специфически усиливая роль русского языка, делая его активным посредником при функционировании родного языка (первого) и эффективным катализатором диалога культур.
Для формирования родной речи и языковой культуры, необходима языковая среда – дети должны постоянно слышать родную речь. Однако эфирное время на родных языках мизерное:вРеспублике Дагестан на радиовещание на национальных языках выделяется около получаса ежедневно, на телевещании – всего по одному часу в неделю.
Для полноценного развития родные языки должны стать языками фильмов, мультфильмов, интернета, современной качественной литературы и цифрового телевидения и т. д.
В процессе выработки практических решений и принятия системы мер, представляющих собой основу языковой политики, важным источником является социолингвистическая информация. Языковая политика оказывает значительное влияние на языковую, этническую, экономическую и общественную обстановку в регионе. Однако и её эффективность зависима от перечисленных выше условий развития языка и общества, а результаты социолингвистических исследований в стране – от характера языковой ситуации в том или ином регионе РФ. При этом важную роль играет фактор отношения власти к проблемам языков.
Проблемы языковой политики освещаются в исследованиях по истории, теории языка, языкознанию, политологии, юриспруденции, социологии и др. К сожалению, сегодня мы наблюдаем такую ситуацию, когда не лингвисты, а политики, идеологи и околовластные структуры взяли на себя не свойственные им функции регулировать соотношение языков в полиэтничном социуме, не учитывая, с одной стороны, реальных потребностей всех групп населения и, с другой стороны, функциональных возможностей самих языков. Это подтверждают казусы языковой политики, которые выявляются в нашей республике, где дилетанты берутся решать языковые вопросы и проблемы дальнейшего функционирования языков.
Основной целью языкового законодательства является урегулирование по возможности языковых проблем, возникающих при языковых контактах, конфликтах и проявлениях неравенства.
Правовое закрепление принципов общегосударственной языковой политики, разрешение проблемы соотношения национальных государственных языков, закрепление прав установления основы правового режима языков – важные аспекты правового регулирования в области языкового законодательства.
При языковом строительстве в Республике Дагестан наиболее насущной проблемой является правильное распределение функциональных ролей между общегосударственным (русским) языком и дагестанскими языками, имеющими в республикетакой же юридический статус. Основой для национальной политики в стране и в ее республиках преимущественно является языковое законодательство 80–90-х годов двадцатого века. Увеличение сфер обслуживания языка и прогресс форм его функционирования – факторы, которые способствуют защите и сохранению языка. Все они зависят от условий,наиболее важными из которых принято считать наличие или отсутствие государственного статуса языка.
Государственный язык, выполняя определенный объем функций, зависит от того, насколько развита общественно-коммуникативная составляющая данного общества и насколько четко поставлены и решаются задачи языковой политики того или иного региона. Не подлежит сомнению необходимость выполнения государственным языком роли языка междунационального общения. Следовательно, зачастую данные функции берет на себя язык, имеющий наибольшее число носителей и являющийся самым развитым в стране. Изучение государственных языков зачастую вознаграждается материальным и моральным поощрением. Понятия «официальный язык» и «государственный язык» близки, так как подразумевают, что данный язык употребляется в законотворчестве и государственном управлении. Но в то же время их функции могут быть и отличными друг от друга в зависимости от принятого законодательства и конкретной языковой ситуации в сообществе.
Что касается «миноритарных языков», то круг выполняемых ими социальных функций гораздо уже, чем у мажоритарного языка, и не охватывает престижные сферы общения (речь идет о государственном управлении, международной деятельности, науке, высшем образовании и т. д.). К миноритарным языкам на Кавказе относятся преимущественно языки Дагестана. Напомним, что некоторые ученые ограничивают количество носителей миноритарных языков 50 тысячами людей, что, на наш взгляд, не всегда оправдано, так как независимо от количества носителей языки могут быть развивающимися или отмирающими.
Высокая социальная значимость при решении вопросов законодательного контроля использования языков, их равноправие, придание языку конкретного статуса сегодня актуализируются на мировом уровне, что требует пристального внимания и изучения. Опыт международных организаций по разработке основных стандартов проведения языковой политики в многонациональных обществах, несомненно, представляет практический интерес для ученых, занимающихся проблемой сохранения языков в многонациональных регионах для определения динамики развития современных международных стандартов в сфере языковых прав народов Российской Федерации.
Одним из международных документов, защищающих языковые права меньшинств, является «Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств».Российская Федерация присоединилась к странам, подписавшим Хартию, однако не ратифицировала ее. Факт ратификации данного документа может положительно отразиться на развитии российского законодательства в сфере использования национальных языков, поможет в дополнении сложившейся системы регулирования использования национальных языков страны в общественно-культурном аспекте жизнедеятельности новыми системами защиты региональных и миноритарных языков, созданными международным сообществом.
Магомедов Магомед Ибрагимович – директор Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук, доктор филологических наук, профессор
Статьи из «Общество»
Стократ Сократ

Нет, я в гороскопы не верю. Я вообще не верю ни в белую, ни в черную магии. Но все-таки иногда...
Пересдача на права: новшества

Водительские удостоверения обязаны поменять иностранные граждане, у которых с 1 апреля 2025 года исполнился год с момента разрешения на временное проживание,...
«Вариатор» или «робот»?

Какая разница, скажет иной водитель, ведь под ногами две педали, а остальное неважно. Что...
Силой мысли облечённый

Загадочная личность, мыслящая категориями инновационного будущего. Аскерхан Аджиев (на...
Нам расскажут о нас

Дагестан последние несколько лет в топе туристически привлекательных регионов России....
Космос будущего

Амбициозный национальный проект «Развитие многоспутниковой орбитальной группировки»,...
Проводник добра

Многие герои моих публикаций впоследствии становятся моими добрыми друзьями, с которыми я...
В Дагестане завершился сезон сбора целебного березового сока
7 часов назад
- Новости
В Буйнакске состоялась торжественная акция «Знамя Победы»
10 часов назад
- Новости
В Махачкале прошла патриотическая акция «Диктант Победы»
10 часов назад
- Новости
Росгвардейцы в Дагестане написали Диктант Победы
15 часов назад
- Новости
Судебные приставы присоединились к акции «Георгиевская ленточка»
16 часов назад
- Новости