Заветы отца и Льва Николаевича
«…Жить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» – эта знаменитая фраза из романа Николая Островского «Как закалялась сталь» стала формулой жизни для сотен тысяч советских людей. В их числе и почетный работник образования РФ, заслуженный учитель Дагестана Магомед Гегунаевич Дибирмагомедов.
Он представитель династии педагогов. Образование и учительский труд вошли в эту семью после революции, когда молодая советская страна в ускоренном темпе занялась ликвидацией безграмотности среди населения. Один из таких пунктов ликбеза базировался в доме деда Магомеда Гегунаевича – кузнеца Дибирмагомеда Дибирмагомедова. После этого семья уже была плотно привязана к сфере образования: отец Магомеда — Гегуна Дибирмагомедов получил звание отличника народного образования РСФСР.
Сегодня у Магомеда Дибирмагомедова также немало наград, почетных званий. За более чем 40 лет в любимой профессии он сделал всё, чтобы достойно продолжить дело своих предков. За это время маленькая Агадинская школа села Куяда стала, без преувеличения, его вторым домом.
С каждым годом учеников становится все меньше и меньше, село постепенно покидают его жители, переезжая в города в поисках лучшей жизни. Магомед Гегунаевич, помнящий лучшие времена родной школы, сегодня с горечью наблюдает, как пустеют классы и молодежь покидает аул.
– Я не могу винить своих односельчан. Каждый хочет найти для себя лучшую, более обеспеченную жизнь, хочет, чтобы их дети учились в более комфортных условиях, чтобы не приходилось добираться за несколько километров в непогоду в школу. Умом, конечно же, все понимаю, но вот душа всё равно не на месте, когда наблюдаю за всем этим. Когда-то ведь наш округ Агада был самым богатым в селе Куяда. У нас был самый передовой колхоз, образцовая школа. Но, увы, те времена прошли. Школа приходит в запустение. У нас даже нет своего спортзала. На его месте – обветшалое здание с прогнившими кровлей и полами. Библиотека в таком же состоянии. А о доме культуры я вообще молчу. Неприятно всё это наблюдать, помня, что раньше было по-другому. Школа была своего рода культурным центром села, – делится учитель.
При этом Магомед Гегунаевич не сидит сложа руки, из года в год он пытается привлечь к проблемам родной школы внимание земляков, районных чиновников. Как итог – недавно решить эти проблемы вызвался один из состоятельных меценатов-куядинцев.
– Это, безусловно, не может не радовать. Мы должны стараться сохранить школу для будущих поколений. Ведь пока жива она, будет жить и село, – говорит он.
Однако важно не только сохранить здание школы, но и сделать всё возможное, чтобы из ее стен вышло новое образованное поколение родного села. В этом плане Магомед Гегунаевич строго придерживается принципов, заложенных в нем отцом.
По сей день помнит его наставления: «Если ты десяти людям сделал хорошее, можешь сказать себе, что не зря проживаешь эту жизнь. А вот в школе ты имеешь возможность своим добросовестным трудом сделать так, чтобы каждый твой ученик смог стать достойным человеком, найти свой путь в жизни. Каждый, кто найдет благодаря тебе себя в жизни, обретет знания и получит профессию, всегда будет вспоминать тебя добрым словом. Никогда не слышал, чтобы благодарили представителя райкома, инструкторов или завотделами. Благодарят учителя. Но эту благодарность надо заслужить, а сделать это можно лишь тогда, когда ты живешь своей профессией».
Сегодня в век стремительного развития интернет-технологий, когда ежегодно в сферу образования внедряется что-то новое, он частенько ощущает себя отколовшимся от общего мейнстрима. Но стоит открыть томик Толстого и припасть к живительному роднику мудрой философии великого классика, как всё становится на свои места.
«Все эти современные методики так или иначе сводятся к мысли, которую Лев Николаевич давным-давно сформировал в своих трудах: учитель лишь тогда может успешно донести знания до ученика, когда найдет к каждому индивидуальный подход», – констатирует Дибирмагомедов. Однако следовать формуле Толстого не так-то и просто, ведь у каждого свой характер. Но опытному педагогу всегда удается найти подход к детям. Годы педагогического труда дают о себе знать.