Многие из нас навскидку назовут как минимум 20 именитых дизайнеров. А вот имена дагестанских сумочников (это я их так называю) знают еще не все, но многие. И даже по России. Братья Осман и Сеймур Османовы шьют женские сумки вот уже шесть лет. Круто, когда любимое дело — не только творческий процесс, но и перспективный бизнес, как в случае Османовых. И, судя по их клиентской базе, мужчинам-дизайнерам куда лучше знать, чего хотят женщины.
Как и многие люди творчества, они нашли своё призвание случайно, со временем превращая хобби в работу. В данном случае все начиналось с портмоне и ключниц. Не случайно в их «послужном» списке не только сумки, но и сопутствующие аксессуары: кошельки, ремни, обложки для документов, купюродержатели, чехлы для телефонов. Но всё же главное направление — это сумки разных стилей, от классических до авангардных, от спортивных до вечерних.
– Женская сумка ручной работы – это самобытность, особый характер, душа, вложенная в изделие, качество и стиль. В таких вещах всегда присутствуют особое очарование, шарм. Часто в ней спрятан целый мир, даже если это клатч, — говорит Осман в унисон с моими мыслями. — Пока мы с братом боимся навязывать дамам какие-то сверхособенные сумки, непривычные для дагестанского менталитета. Согласитесь, большинство наших девушек предпочитают строгий и элегантный стиль. Но это не значит, что мы не беремся за сложные работы. Все зависит от желания заказчицы, — объясняет он. — Обсуждаем с ней цвет и форму, фактуру и функциональность вещи. Клиентка может предложить свою неординарную идею. Бывает, что и приходят с готовыми желаниями, с изображением сумок известных брендов.
Интересуюсь, не сложно ли конкурировать с засильем турецкого и китайского рынков. Осман уверен, что моду на ручную работу никогда не перебить. А за ценой, как говорится, взыскательные кокетки в поисках исключительности не постоят.
— Только в крайней необходимости в работе используем швейную машинку. От правильного подбора материала и ниток зависит и качество будущего изделия. Выкройка сумки из кожи и раскрой деталей — это еще не вся работа. Необходимо сшить элементы так, чтобы швы не расходились, сумка была прочной. Если кожа, то это капроновые нитки, а также из шелка или нейлона. Строчку делать для большей надежности не одинарную, а в 2-3 раза.
Проблема в том, что раньше мы кожу заказывали на Украине. В свете последних событий пришлось менять поставщиков, — рассказывает мастер, в то время как я разглядываю очередной эксклюзив и в воображении рисую образ обладательницы делового маст-хэва. Почему-то шатенка, работает в офисе, носит туфли — лодочки и юбку-карандаш…
Здесь и строгий мессенджер в стиле Маргарет Тэтчер, которая долгое время являлась законодательницей мод на женские сумочки. Кошельки разных форм и цветов, рюкзак, разбросанные эскизы, чертежи, разноцветные куски кожи, нитки, застежки, заклепки, молнии… Глаза разбегаются!
Сумка может многое рассказать о характере ее обладательницы. Но не будем вдаваться в подробности. Мастер уверен, что за дело надо браться только в хорошем настроении, иначе – провал, ведь прежде всего это творчество, а потом уже доход. А что касается времени, то все зависит от сложности выкройки изделия и от количества оригинальных украшений и дизайнерских штучек. Самый простой клатч можно сделать за 12-14 часов. На сумку средней сложности — два-три дня, а на модель посложнее, с множеством карманов и деталей, можно потратить и все пять.
Мастера прикладного искусства Османовы не стремятся догнать изменчивую моду, они сами на пару с клиентками определяют направление модных тенденций, стараясь в каждое произведение вносить новизну. Налаженного рынка сбыта у дизайнеров-самоучек пока нет. Но все еще впереди, и кто знает, может, им удастся создать известный Дом модных аксессуаров, способный конкурировать с популярными марками.