Знание – сила. Подтверждено депутатами
Депутаты Государственной Думы, работающие в Комитете по образованию и науке, провели в Дагестане выездное заседание и обсудили вопросы повышения качества общего образования.
Как отметил председатель Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов, Дагестан не случайно выбран для заседания – в этом году в школу здесь пошли 50 тысяч первоклассников. Это больше, чем в других субъектах России. Имеет значение и хорошая динамика строительства новых школ.
Члены думского комитета, представители законодательных органов государственной власти и федеральных органов исполнительной власти из 27 субъектов России совместно с дагестанским парламентом, а также отраслевыми министерствами и ведомствами в течение двух дней на секциях и пленарных заседаниях обменивались мнениями, вместе искали пути выхода из сложившейся ситуации в сфере образования.
А проблем достаточно. Одна из них – незнание родных языков в многонациональных регионах. Если говорить о Дагестане, то в нашей республике сегодня изучение родного языка оставляет желать лучшего. Этому есть ряд причин: нехватка педагогических кадров, учебников, миграция сельского населения в города, смешанные браки родителей. Как сказал на пленарном заседании спикер республиканского парламента Хизри Шихсаидов, немалое значение в развитии национальных языков имеет среда обитания. По его мнению, особенно сложная ситуация в городах, где ребята говорят на русском языке в детских садах, школах, вузах, на улице.
Рассмотрены также вопросы наличия базового уровня владения русским языком в соотношении с объемом часов, отводимых на преподавание языков народов России, сужения сферы применения языков народов РФ, трудности языковой адаптации. Участники обсудили причины и следствия языкового различия между городом и деревней, роль русского языка и языков народов России в повышении качества образования и укреплении межэтнических отношений. Выступающие говорили о качестве преподавания родных языков, изучении родного языка с детских садов, повышении количества часов на преподавание родных языков, введении литературы народов России в обучающую программу.
Было отмечено, что если в системе образования России изучению подлежат 89 языков, то 14 языков сосредоточено именно на территории Дагестана. Были названы типы школ, которые не укладываются в закон об образовании РФ, но которые существуют в нашей республике. Это школы малочисленных и младописьменных народов.
Заместитель председателя Комитета Народного Собрания РД по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму Гамидулах Магомедов поднял проблему учебников. «В сельских школах в начальных классах выдают учебники, рассчитанные на детей, говорящих с детства на русском языке, живущих в русской среде. Каким образом дети, не говорящие на русском языке, могут заниматься по этим учебникам?» — вопрошал он.
Остро стоит проблема с малокомплектными школами в высокогорных районах Дагестана, когда в одном классе несколько учителей ведут уроки с учениками разных классов и по разным предметам. Хизри Шихсаидов видит решение этой проблемы в создании интернатов, где могли бы учиться дети из отдаленных сел. Он также добавил, что планируют в бюджете будущего года найти средства для решения этого вопроса.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов подробно остановился на вопросах Единого государственного экзамена, подвел некоторые итоги в этом направлении и рассказал о задачах, стоящих перед Рособрнадзором, которые решаются совместно с Комитетом, Минобрнауки. Сделал акцент и на системе качества оценки школьного образования. Он поблагодарил Дагестан за то, что за последние несколько лет, с 2014 года, ЕГЭ в республике проходит максимально объективно.
На одной из секций парламентарии говорили о подготовке кадров для предприятий народных художественных промыслов и ремесел. По словам Вячеслава Никонова, при Комитете по образованию и науке Госдумы РФ создана специальная рабочая группа по совершенствованию законодательства, поддержке и развитию народных художественных промыслов и ремесел Российской Федерации. Готовятся соответствующие законодательные инициативы.
— Органы государственной власти субъектов РФ вправе оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральным и региональным законодательством. То есть возможность оказывать поддержку за счет региональных бюджетов предоставлена. Кроме этого, часть законопроектов о народных художественных промыслах находится на рассмотрении в Государственной Думе, – указал В. Никонов.
Этому вопросу и в Дагестане уделяют большое внимание. Заместитель министра образования и науки РД Альбина Арухова подчеркнула, что у нас создано Министерство по туризму и народным художественным промыслам, подготовка мастеров народных художественных промыслов осуществляется в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Не обошли своим вниманием парламентарии и систему профессионального развития педагогов. На одной из секций обсудили ее состояние и перспективы. Так, например, было отмечено, что недавно подведены итоги оценки качества знаний 4,5 тысячи учителей. Оказалось, что среди них есть такие, которым необходимо повысить свою квалификацию. Минобрнауки России разрабатывает модель корректного использования всех оценочных процедур в развитии образования.
Вячеслав Никонов в беседе с журналистами поблагодарил руководство республики за создание прекрасных условий для обмена мнением по вопросам развития общего образования в стране.
— Это мой первый приезд на дагестанскую землю, — сказал в перерыве между заседаниями Вячеслав Никонов. — Мы знаем Дагестан как место, где зарождалась цивилизация в тех землях, которые сейчас называются Российской Федерацией, – древний город Дербент. Мы знаем и тот огромный вклад, который внес Дагестан в культуру нашей страны. Я лично был знаком с Расулом Гамзатовым, это действительно великий человек, который представлял Дагестан для всей страны. В эти дни мы обсуждаем серьезные вопросы. Получилось представительное заседание, которое может серьезно в комплексе обсудить большие вопросы, стоящие перед системой образования всей нашей страны.
По мнению Никонова, вопросы, касающиеся общего образования, исключительно важны, потому что в школу приходит все больше и больше детей, и Дагестан это испытывает на себе в большей степени, чем другие субъекты Российской Федерации.
— В этом году пороги школ Дагестана впервые переступили 50 тысяч первоклассников, хотя 3 года назад их было 39 тысяч. Это большой демографический всплеск в нашей стране, который продолжался в последние годы. И он создал серьезные проблемы для нашей образовательной системы, хотя побольше бы нам таких проблем: это дополнительные места в образовательных учреждениях, — отметил глава думского комитета на пленарном заседании.
Говоря о перспективе, В. Никонов обратил внимание на то, что Владимир Путин поставил задачу построить дополнительно 6,5 миллиона мест в масштабах страны для того, чтобы удовлетворить обучение детей в школах в одну смену. Проблема строительства новых школ — ключевая для системы образования, и в последние годы динамика радует. По словам председателя Комитета Госдумы, сегодня в стране открывается больше школ, чем в постсоветское время, но в то же время темпы решения проблемы отстают от намеченных и от реальных потребностей.
Другой важный вопрос, по его мнению, – содержание общего образования. Страна находится на ответственном этапе, когда пересматриваются ФГОСы, на основании которых будут создаваться примерные образовательные программы, выпустят новые поколения учебников.
В настоящее время идет борьба двух тенденций: первая – детально прописать весь образовательный процесс по годам, выстроить учебники так, чтобы они были более-менее одинаковыми для всей страны; вторая – предоставить учителю возможность действовать более гибко в рамках существующих федеральных государственных образовательных стандартов. «Комитет по образованию и науке Государственной Думы очень гибок в рассмотрении всех изменений, в том числе в системе итоговой аттестации, и мы готовы рассмотреть любые рекомендации, которые позволят улучшить систему», — заверил Никонов.
Подводя итоги пребывания в Дагестане, участники заседания выразили надежду, что собрались не зря, что встреча в солнечном горном крае станет толчком для дальнейшего продвижения тех направлений, которые были обсуждены, и послужит развитию системы общего образования. Кроме того, уже поступили предложения о подписании соглашений о сотрудничестве между Народным Собранием Дагестана и парламентами субъектов Российской Федерации, а также есть идеи о сотрудничестве в области дошкольного и общего образования.