Депутаты единогласно одобрили бюджет
Вчера в Махачкале состоялась шестнадцатая сессия Народного Собрания Республики Дагестан седьмого созыва.
Перед началом сессии спикер парламента Заур Аскендеров предложил вставанием почтить память накануне скончавшегося депутата Ильмана Алипулатова.
После утверждения кандидатур предложенных мировых судей депутаты перешли к обсуждению проекта закона «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
Министр финансов Юнус Саадуев отметил, что в составлении бюджета участвовали члены Правительства, представители Счетной палаты РД, профильного Комитета Народного Собрания. Он подчеркнул, что бюджет определяет не только параметры доходов и расходов, но и характеризует основные цели и задачи развития Дагестана на следующий год и двухлетний последующий период. Поэтому он должен быть реальным, устойчивым, сбалансированным.
Министр проинформировал депутатов об основных параметрах проекта бюджета, отметив при этом, что ко второму чтению показатели могут измениться после поступления федеральных дотаций и субвенций.
Он отметил, что доходы следующего года определены в 163 млрд рублей, из этой суммы федеральные межбюджетные трансферты составят 121,2 млрд рублей. Налоговые и неналоговые доходы бюджета составят 41,8 млрд рублей. Расходы планируются в 191,4 млрд рублей. При этом бюджет остается социально направленным – на социальную политику планируется направить 97 процентов расходов, в том числе на индексацию зарплат и пособий, приобретение жилья для детей-сирот, инвалидов и семей с детьми-инвалидами, ветеранам боевых действий, молодым семьям. На сферу образования предусмотрено 68 млрд, здравоохранения – 10 млрд рублей, отметил министр финансов.
На сессии с прогнозом социально-экономического развития выступил врио министра экономики и территориального развития Адильхан Ахмедов. Он отметил, что прогноз разработан в двух вариантах – консервативном и базовом, в основу бюджета ложится базовый вариант.
Руководитель министерства отметил, что, несмотря на последствия коронавирусной инфекции и санкционной политики недружественных стран, динамика социально-экономического развития республики остаётся положительной. Он напомнил, что в текущем году запущены четыре объекта промышленности – солнечная электростанция, заводы по производству медицинского кислорода, сухих строительных смесей, стеклянных шаров для изготовления стекловолокна. До конца года планируется ввод в эксплуатацию еще трех производств, в среднесрочной перспективе – еще восьми инвестпроектов, в том числе в дорожной отрасли.
По мнению Адильхана Ахмедова, хорошими темпами развивается агропромышленный комплекс, вводятся в эксплуатацию теплицы, наращиваются объемы продукции растениеводства и животноводства, закладываются сады и виноградники, развивается перерабатывающая промышленность. На развитие всего этого в бюджете запланированы соответствующие средства. Предусмотрены также средства на решение проблем в сфере строительства и ЖКХ.
Председатель Счётной палаты Билал Джахбаров подчеркнул, что имеется заключение Счётной палаты на проект закона «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов». Проект бюджета разработан на основе прогноза социально-экономического развития РД, который предусматривает положительную динамику основных макроэкономических показателей в 2023 году. «Следует отметить, – сказал Билал Джахбаров, – что анализ планируемых доходов бюджета на 2023 год Счётной палатой проводился в тесном взаимодействии с Министерством финансов и Минимуществом, а также Управлением федеральной налоговой службы. Хотел бы подчеркнуть, что подходы, применённые Министерством финансов при прогнозировании налоговых и неналоговых доходов, вполне обоснованы и учитывают реально складывающуюся ситуацию в экономике и финансовой сфере. Вместе с тем анализ показывает на имеющиеся резервы по отдельным налоговым платежам». Он предложил установить общий объём налоговых и неналоговых доходов в сумме 42 млрд 372 млн рублей за счёт увеличения на 556 мнл рублей прогнозируемых поступлений в виде штрафов, санкций и возмещения ущерба. Цифра рассчитана на основе динамики фактических поступлений за 2019–2021 годы и 9 месяцев текущего года.
В своём содокладе председатель Комитета по бюджету, финансам и налогам Марат Ильясов не стал останавливаться на характеристиках бюджета, поскольку соответствующие цифры уже были названы. Он подчеркнул, что обсуждаемый документ представлен в срок и в полном объёме. Он в Народном Собрании прошёл экспертизу как в комитетах, так и в рамках публичных слушаний. Докладчик предложил правительству с учётом дополнительных поступлений из федерального бюджета ко второму чтению скорректировать цифры по дефициту бюджета, потому что восполнить его в таком виде будет тяжело. Также прозвучало предложение довести фонд развития промышленности до 100 млн рублей, поскольку промышленность в прогнозе развития обозначена как локомотив.
Подводя своего рода итоги обсуждения, Заур Аскендеров отметил, что над проектом бюджета была проделана большая работа в комитетах парламента, в профильных министерствах, документ широко обсуждался в том числе и на публичных слушаниях. Для того чтобы муниципалитеты своевременно приняли свои бюджеты, на слушания были приглашены руководители муниципалитетов, председатели местных собраний. По итогам слушаний подготовлены рекомендации по корректировке некоторых показателей бюджета, которые будут направлены Главе республики. «Думаю, – сказал спикер парламента, – что нам совместно с Правительством при рассмотрении законопроекта во втором чтении удастся найти приемлемые решения по многим поднятым вопросам в интересах жителей республики. По всем поднятым вопросам нам всем необходимо еще поработать».
Заур Аскендеров особо отметил, что бюджет направлен на повышение качества жизни людей, выполнение задач, поставленных главой государства и руководителем республики. Денег на решение всех проблем, конечно же, не хватит, надо учитывать принцип приоритетности. А приоритеты – это образование, здравоохранение, социальная политика, по которым планируется израсходовать более 65 процентов бюджетных средств. Цифры бюджета, как уже отмечалось, не окончательные, будут корректировки, изменения. «В случае поступления дополнительных финансовых средств будет пересмотрена доходная часть, эти средства ко второму чтению будут распределены с учетом названных приоритетов», – сказал он и попросил поддержать законопроект.
В результате депутаты единогласно поддержали законопроект.
Вместе с проектом республиканского бюджета сессия рассмотрела также проект закона «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». С документом депутатов ознакомил директор фонда Ахмед Гудов. Доходная часть ТФОМСа на 2023 год составляет 43,2 млрд рублей, на 2024 год – 46,2 млрд, на 2025 год – 48,7 млрд. Основную часть доходов (97 %) составляет субвенция федерального фонда обязательного медицинского страхования. Докладчик подробно рассказал, из чего складывается доходная часть бюджета, на что будут потрачены средства фонда.
Депутаты в первом чтении приняли проект закона.
Депутаты обсудили также Прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Дагестан на 2023 год. В своём докладе заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан – министр по земельным и имущественным отношениям Заур Эминов отметил, что предлагается приватизировать три ГУПа в Каякентском районе («Башлыкентский», «Каякентский» и «Чкаловский») и продать 19,9 процента акций Магарамкентского спиртзавода. По словам докладчика, несколько раз объявлялось о продаже части акций спиртзавода, но из-за отсутствия заявок аукционы были признаны несостоявшимися.
Депутаты внесли изменения в Кодекс об административных нарушениях, в законы «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Народном Собрании Республики Дагестан, при освещении их деятельности государственными телеканалом и радиоканалом Республики Дагестан», «О племенном животноводстве в Республике Дагестан», рассмотрели и приняли и другие документы.