Дежавю: Россия в сердце моём…
Падение Кабула... Воинствующие талибы, для которых сам принцип государственности в любой форме всё равно что красная тряпка для быка. Так как же они собираются сосуществовать с цивилизованным миром? Что вообще происходит в стране, в которой некогда стояли советские «оккупационные» войска?
Если вспомнить, в свое время советские военные стремились урегулировать бесконечные гражданские войны внутри этой страны, создали здесь инфраструктуру: построили заводы, фабрики, электростанции, дороги, мосты, жильё, развивали сельское хозяйство, промышленность, открывали школы, больницы. В Афганистане тогда произошла культурная революция, модернизация, страна становилась светской, уходя от архаики.
И сегодня афганцы вспоминают шурави как благородных рыцарей, созидателей. Да, всё познаётся в сравнении. И даже навскидку можно судить о том, что пришедшие на смену США, породившие талибов для борьбы с российским контингентом, оказались в собственной ловушке и в результате с позором покинули страну, разорив ее, сделав почти официальным каналом по продаже наркотиков, усугубив межплеменную войну. Они превратили Афганистан в воинствующий анклав, где стремительно произошел откат в прошлое, к феодальным родоплеменным порядкам.
И, проводя невольные параллели, спустя 40 лет аналитики признают, что та война была необходимой, СССР таким образом обезопасил южные рубежи, поддержав дружественный режим. Впрочем, затем предал его в нулевые, отдав на откуп США, НАТО. Что из этого вышло? Мировые информационные каналы по-разному трактуют уход США из разрушенного полностью Афганистана. Но тем не менее констатируют, что существующий хаос грозит мировому сообществу новыми экономическими и политическими проблемами, миграцией местного населения, что вызвало настоящий скандал в Европе, объявившей бойкот нежданным гостям.
Что ж, может, судьба такая у России вернуться туда? Есть в характере нашем что-то такое, что не терпит вседозволенности. И можно предположить, что, например, могло случиться с многострадальной Сирией, если бы Путин не протянул руку помощи, сохранив государственность этой страны, где до сих пор сидят американцы, беззастенчиво качая нефть, пытаясь максимально выжать всё из Сирии, провоцируя запрещённые в нашей стране экстремистские организации на противостояние власти Асада. Халифаты различного толка живут наркотрафиком, добычей нефти. И что произойдёт, если перекрыть вожделенные финансовые каналы в том же самом Афганистане, нетрудно догадаться.
Cудьба Афганистана находится в руках соседних стран при обязательном участии России. Именно Россия будет играть ключевую роль в судьбе Афганистана. И талибы держатся на почтительном расстоянии от нашей страны
Но что намерены предпринять талибы, фактически сформировавшие правительство, не очень-то ясно. Им не нужен скандал, и они, пытаясь усидеть на двух стульях, стараются доказать, что они не ортодоксы и не фундаменталисты. А кто же? В каждом слове сквозит особое отношение к местному населению, давно живущему по внутреннему распорядку пропагандистов исламских халифатов. И при всей кажущейся покладистости вот как-то не выходит у талибов сохранять свой и одновременно светский миропорядок. Нет, не выходит. И люди не могут смириться с массовыми казнями противников режима талибов и готовы бежать из страны любой ценой.
Да, у американцев ничего не вышло. Нет, внакладе они не остались, полностью вернули свои расходы путем наркотрафика. Но вот геополитика такая вещь, что пренебрегать ею не стоит, ой не стоит. Да, то, что перспектива перехода власти в этой стране к талибам все более реальна, ясно как день, и поведут ее по шариатскому пути, а о светскости мечтать не приходится. Запрещенная в России террористическая группировка «Талибан» уже объявила о контроле более 85 % территории Афганистана.
Наряду со стремительным захватом талибы ведут и переговорную политику. И на прошедших в Москве переговорах они частично обозначили свои позиции: не желают участвовать в международных конфликтах (!!!), нарушать границу с Таджикистаном, не собираются захватывать власть в Афганистане военным путём – районы переходят под их «юрисдикцию» путем мирных переговоров с местными племенами. Что немаловажно, они пообещали представителям Российского правительства не нарушать границы стран Средней Азии; об этом заявил МИД РФ. Но открытым остается вопрос, как именно талибы могут установить своё руководство в стране. Нетрудно представить, что без силового решения вопроса вряд ли что выйдет, а это в свою очередь приведет к эскалации ситуации, продолжению бесконечной войны. Талибы дают бесконечные обещания, но ни на шаг не готовы отступить от политики жесткого регламентирования судьбы женщин, чья доля ограничивается абсолютным запретом иметь право самостоятельно решать свою судьбу.
Эксперты вполне логичны, рассуждая о том, что было бы неправильно выстраивать какие-то планы и видеть перспективы в велеречивых обещаниях, которые талибы с легкостью раздают направо и налево. Пока ведь это не правительство, это запрещенная группировка. И верить в то, что они поступят так, как обещают, недальновидно. Понятно и другое, что шариатское государство ну никак неприемлемо для соседних государств – Китая, Пакистана. И даже Иран не стремится заполучить такого «замечательного соседа». И очевидно, что судьба Афганистана находится в руках соседних стран при обязательном участии России. Более того, именно Россия будет играть ключевую роль в судьбе Афганистана. И талибы, прекрасно это зная, держатся на почтительном расстоянии от нашей страны.
Так что же ждет несчастную раздираемую на части страну, откуда стремительно бежит местное население? Вот совсем недавно представитель талибов Сухаил Шахин заявил, что присутствие в Афганистане запрещённой в России группировки «Аль-Каида» уже в прошлом и талибы не дадут ей более действовать в стране. Правда, забыл упомянуть, чем те отличаются от них самих. Другой идеолог талибов, один из руководителей их политофиса в Катаре Шахабуддин Делавар на пресс-конференции в Москве заявил, что движение намерено бороться с запрещённой в России террористической организацией «Исламское государство» в Афганистане. Но это скорее конкуренция религиозных организаций, действующих на территории Афганистана, а вовсе не желание бороться с терроризмом внутри страны. При этом аналитики предупреждают, что в отношениях с талибами не стоит полагаться на их зыбкие заявления и возможно любое сценарное развитие событий.
Да, США официально объявили об окончательном выводе своих войск из Афганистана. После эвакуации США полностью остановили работу своего дипломатического корпуса в этой стране, что вовсе не означает, что они прекратят попытки контролировать здесь ситуацию. При этом можно считать провалом США, НАТО попытку закрепиться в мировой повестке как структура, которая намерена бороться с международным терроризмом. А в Афганистане еще остались те, кто помнит, как восстанавливал страну Советский Союз. А это очень важный момент в пользу России, на которую в Афганистане смотрят не как на врага, а как на дружественного соседа, пусть и с другой историей постсоветской России. Ясно и другое: выгода, которую может получить от восстановления Афганистана наша страна, велика. И это стратегическая задача России. Москва уже заявила, что собирается принять участие в экономических проектах по восстановлению Афганистана и готова приступить к ним в настоящее время. С другой стороны, эта страна граничит с постсоветскими республиками Центральной Азии, которые так или иначе входят в зону интересов российского влияния. И северная держава может рассчитывать на симпатию афганцев в случае реализации инфраструктурных объектов, ведь многие в Афганистане еще помнят, сколько таких проектов реализовал СССР, тогда как США и их союзники за 20 лет почти ничего не построили в стране, если не считать сети качественных дорог. Другой аспект – разработка природных ресурсов, о чем уже заявил Китай. И в этом случае существует необходимость обеспечения безопасности иностранных инвесторов.
Что ж, планов громадьё. Но очень трудно предсказать, как будет разыгрываться афганская карта. Но что-то подсказывает, что главные события пойдут не по предполагаемому сценарию. И можно рассчитывать на то, что Россия возвращается в Афганистан при любом раскладе сил.