Купить PDF-версию
19:23 | 28 марта, Чт
Махачкала
X

Газовый коллапс и «Северный поток-2»

Газовая война – словно сгущающиеся тучи, захлестнувшие мир столь невиданными смертоносными ливнями, что на какое-то время даже пандемия, сделавшая очередной смертельный прыжок, увеличивая число невиданных потерь от бактериологической войны, отошла на второй план.

Да, пожалуй новое тысячелетие трудно считать очередным цивилизационным витком, скорее, оно может служить провозвестником конца самого мира. У нас на глазах формируется альтернативная формация мировых общественных организаций. И на смену Евросоюзу, блоку НАТО приходят другие, с запалом на грядущее, предвещая совершенно иное мироустройство, невиданное и неслыханное, в центре которого оказывается Россия. Ну как тут не поверить Ванге?

Внутри евросообщества давно зреют упаднические настроения, и они, может, на подсознательном уровне остановят мировую вакханалию, прекратив истерику в отношении России, оказавшейся в центре внимания накануне аномальных свирепых холодов, предвещаемых мировыми синоптиками. Европа не просто замерзает, она уже готовится к наихудшему исходу в случае невиданных минусовых температур и торопится приобретать теплые свитера и пледы, чтобы выжить. Можно сказать, что Евросоюз трещит по швам. А объявленный Великобританией брекзит ударил по этой стране не только пустыми бензоколонками, но и недостатком продуктов, да так, что правительство советует запасаться заранее рождественским гусем. А чиновники Евросоюза вынуждены признать, что не Россия виновата в газовом кризисе. Так чем кипятиться, не лучше ли признаться в проигрыше и искать источники голубого топлива в Катаре, до последнего декларировавшего масштабные планы по вытеснению Газпрома с рынков ЕС? Но в Дохе уже признались в неспособности помочь Европе. Как выяснилось, Катар исчерпал свое производство и не способен увеличить поставки газа. И энергетический кризис не отдаленная перспектива, а реальность дня сегодняшнего. Но не российский Газпром повинен в этом. Искусственный энергетический кризис в Европе спровоцирован США, что, собственно, не очень-то скрывают в официальном Вашингтоне, и кроется за этим банальное желание заработать, заодно в очередной раз раздув русофобскую кампанию.

Европа не просто замерзает, она уже готовится к наихудшему исходу в случае невиданных минусовых температур и торопится приобретать теплые свитера и пледы, чтобы выжить

Но европейские эксперты продолжают жеманничать, нисколько не сомневаясь в том, что на самом деле цены на газ взлетели из-за американских компаний, сорвавших поставки СПГ в ЕС ради азиатского рынка, где предлагается более высокая цена. Так что искусственно созданные колебания цен голубого топлива на мировом рынке могут обернуться проблемами для самой Америки, поскольку объёмы добычи невозможны из-за того, что газодобывающие компании США, погнавшись за сверхприбылью, не рассчитали своих мощностей, и роста буровых вышек в стране не предвидится. И уже американская Ассоциация промышленных потребителей энергии обратилась в Мин­энерго с требованием ограничить экспорт сжиженного газа. Но интриги, связанные с запуском «Северного потока-2», еще не раз обернутся большими проблемами для США, вовлекших в войну с альтернативным газом весь мир. Однако Белый дом не спешит признаться в том, что создал газовый коллапс. Но очевидным остается другое: все, кто заключил долгосрочные контракты с Газпромом, получают газ по низкой, удобной цене. Вот и Венгрия заключила приемлемый для себя пятнадцатилетний договор с Россией, за что получила взбучку от Украины и Польши, от, скажем, так себе стран, но с какими амбициями. Не в лучшем положении находится Западная Европа, терпят убытки Италия и Франция, Бельгия и Голландия, продолжая настаивать на том, что не намерены приобретать «грязный» русский газ.

Так, может, эти страны сумеют справиться с глобальным кризисом, столкнувшись с давно забытыми голодными бунтами? А такое возможно? Вот, помнится, в Британии еще в начале года Борис Джонсон нахваливал «зеленую энергетику». И ветры Северного моря действительно крутили ветряки, да так, что он заявлял, что сменит имя Борис на имя бога ветра – Борей. Но высшим силам не очень-то пришлось по душе подобное бахвальство, и ветры стихли на два месяца, а энергии по сей день нет вовсе. Встали один за одним английские заводы. Но европейцы не рвут на себе волосы за сказанное невпопад, за то, что привели Евросоюз к практическому развалу и к тому, что его будущее призрачно и туманно. И он продолжает клеймить Москву и Газпром, прямо намекая на то, что могла бы несносная Россия помочь им, европейским русофобам, усилить газовые поставки, а вот не делают же, бузит, мол, «газовая колонка», не желая отклоняться от контрактного графика. И ведь ни слова в адрес США, которые получают сверхприбыль. Вот и Норвегия, близкая северная «газовая держава», а как известно, дурной пример заразителен, пополняет свой бюджет, но поставки газа идут не братьям-европейцам, а в Азию, где цены несопоставимо выше. Так стоит ли обижаться на Газпром? А может, все же Европа не имеет морального права требовать от России вообще каких-либо преференций после идиотских санкций, бойкотирования «Северного потока-2». Но мы готовы подставить плечо, и Россия уже помогла Европе на пике газового кризиса.

Об этом заявил российский лидер на «Российской энергетической неделе». Он также напомнил, что, подменяя анализ ситуации пустыми политическими лозунгами, может, стоит напомнить о прописных, но необходимых истинах. О чем речь? О том, что не стоит обольщаться возобновляемыми источниками энергии, доля которых выросла в европейском энергобалансе, ведь главной чертой этого сектора является непостоянство выработки электроэнергии. Нужны большие резервные мощности. И если случаются серьезные провалы генерации по причине банальных особенностей погоды, то резерва попросту не хватает. Одной из серьезных европейских ошибок стал и отказ от атомной и угольной генерации для баланса цен. А именно сохранение традиционных источников энергии вместе с развитием «зеленой энергетики», заявил Путин, обеспечивают низкие цены на электроэнергию в мире. Вот такой мастер-класс. Но европейские политики об этом умалчивают. И продолжают настаивать на том, что Россия должна оправдываться всегда и во всем. И совсем не случайно модератор дискуссии, американская журналистка телеканала CNBC ничтоже сумняшеся поинтересовалась у Путина, использует ли Россия газ как оружие, на что российский лидер парировал, что наша страна вообще не использует никакого оружия. Что же касается экономики, то это вообще исключено, и даже в самые сложные периоды холодной войны Россия регулярно, исполняя контрактные обязательства, поставляла газ в Европу.

Тем не менее административные барьеры для запуска «Северного потока», несмотря на то, что Европа так нуждается в газе, европейские регуляторы снимать не спешат. И искать логику в решениях различных европейских органов власти бессмысленно. Да к тому же Евросоюз убежден, что Россия специально ограничивает поставки газа в Европу, чтобы заставить одобрить строительство «Северного потока-2». В общем, снова-здорово…

Статьи из «Власть и общество»