Главный вопрос Валерия Фадеева
В нашу республику стали приезжать чаще, и не только туристы. Решением проблем Дагестана вплотную занялись руководители федеральных структур и министерств, которые, пожалуй, практически все уже побывали у нас. Очередь – за общественными институтами. Что привезла в республику Общественная палата РФ? С этим и другими вопросами в дни работы форума мы обратились к секретарю Палаты Валерию ФАДЕЕВУ.
— Мы проводим несколько форумов в год, и у нас свое представление о том, какие вопросы сегодня наиболее важны для страны. Тема форума в Махачкале связана с трудом, с трудовыми ресурсами, зарплатами, с рабочими местами. Экономика труда. Вот вы спрашиваете, а что мы привезли в Дагестан? Меня такая постановка вопроса раздражает, потому что мы — большая страна. И это хорошо, что Общественная палата России проводит свои мероприятия по всей большой стране.
В Махачкале мы все вместе ищем ответы на важные вопросы нашей жизни. В Дагестане своя специфика. Республика в трудном положении. В республике плохо с экономикой, коррупция расцвела в своё время. Она есть везде, но здесь сложились даже не коррупционные схемы, я бы сказал, иная хозяйственная система.
Огромный сектор, целая индустрия обувная, — она почти вся в «тени». Казалось бы, простое решение — потребовать, чтобы она вышла из «тени». Она не выйдет, а если выйдет — умрет…
— Либо убежит…
— Либо убежит, как вы сказали, возможно, в Армению. Либо просто закроется, потому что есть другого вида платежи для теневого бизнеса. Где-то откаты по банковским кредитам, как сказала экономист Стародубровская, где-то взятки чиновникам. Есть свои издержки. И когда им говорят: выходите из «тени» и платите налоги, они справедливо отвечают — мы не выдержим двух типов платежей. Официальных — государству, и неофициальных. Правильно говорят. Нужно изменить эту систему хозяйствования, сделать ее цивилизованной, так, чтобы эта система работала и была выгодна для самих предпринимателей. Понятно, что им в «тени» неудобно, кредиты недоступны, что им труднее обновлять производство, а надо. Станки старые уже, с советских времен. Нужна реклама, бренд, нужно продвижение товаров. Все это делать в «тени» гораздо сложнее и неудобно. И это – специфика республики. Она сложная и интересная. Вот выступал руководитель профсоюза водителей (Исалмагомед Набиев. – Ред.). Он толковый, у него есть своя точка зрения. У Главы республики – своя точка зрения. Он выслушал это выступление.
Ситуация с извозом в Махачкале схожа со многими регионами страны. Может, в Москве не совсем так. Огромная часть водителей находится в «тени». Возникает другая тема, новая. Современные высокие технологии, «Яндекс», IT-компании, которые делают более удобным вызов такси и дешевле, но при этом эти компании не несут никакой ответственности за то, что происходит с клиентом во время переезда. Зато дёшево, говорят люди. А риски? Есть законопроект, мы в Общественной палате взялись за эту тему, чтобы согласовать интересы пассажиров, водителей, таксопарков, агрегаторов. Согласовать так, чтобы и недорого было, и чтобы риски снизить, и пассажирам удобно было. И это проблема общероссийская, ее надо решать на законодательном уровне, чтобы продвинуться в этой части…
Приглашаем! Давайте, приезжайте к нам, чтобы решить проблему на законодательном уровне и продвинуться в этой части…
— Вы с инициативой такой выходите?
— Конечно. Вы говорите, как решать? Ну так никто не хотел решать. Потому что всем было удобно, если говорить конкретно про Дагестан. И в других регионах страны также подобные схемы работают. Потому что всем так удобно. У нас роста экономического нет уже 10 лет. В том числе потому, что сложилась вот такая странная хозяйственная система, когда те, кто ее контролирует, получают свой кусок, а большая часть народа не получает с этого ничего. Вот и роста экономического нет. Потому что тем, кто контролирует эту систему, так выгодно.
— В нашей Общественной палате много бывает обсуждений. Самые разные, острые вопросы разбираются. Приглашаются чиновники, эксперты, специалисты, рекомендации пишут по итогам. Но ведь выхлопа-то нет. На федеральном уровне по-другому?
— Выхлоп – это еще не движение, это пустой звук. Изменения происходят очень медленно. Сейчас страна переживает довольно драматический период. Уже лет пять, как реальные доходы снижаются в среднем по стране. Не очень заметно, но снижаются, а не растут. Рейтинги социальных, политических институтов падают. Они резко упали после пенсионной реформы и сегодня не растут, не восстанавливаются. Есть тема мощная — президентские национальные проекты. Общественная палата РФ очень глубоко ее прочувствовала. И по многим из национальных проектов лично я не вижу гарантий, что они будут реализованы.
Некоторые так называемые паспорта национальных проектов, которые подготовило правительство, не вполне содержательны. Даже просто читая эти паспорта, понимаешь, что либо цели, поставленные Президентом Владимиром Путиным, не будут достигнуты, либо в ближайшее время всё придется переписывать. Мы об этом говорим прямо.
К примеру, проект «Экология». Четыре триллиона рублей планируется потратить по разным направлениям: по воде, воздуху, мусорной реформе. Но только эти четыре триллиона рублей не запланированы государством. Их там нет. Тогда у меня возникает вопрос: это просто разговоры? И когда разговоры превратятся в дела, обеспеченные конкретным финансированием? И так по многим направлениям. В. Путин ставит задачу по жилищному строительству – строить 120 миллионов кв. метров в год. В создавшихся условиях хозяйственного функционирования этого сектора выполнить эти задачи нельзя. Их просто не купят. Квартиры не по карману. Требуется радикальное снижение цены. Если речь идет об ипотеке, также важна не цена, а платеж, то есть сколько заплатит семья в месяц.
— Так и у нас. Построили домов много, а квартиру купить в них не каждый может…
— В этом отношении проблемы по стране похожи. Аварийное жилье, социальное жилье, арендное, где это все? Да, по аварийному жилью получше, есть программа, ну а где социальное жилье, сколько разговоров ведется? Где малоэтажное строительство? Россия — огромная страна, у нас много земли, и там, где создаются условия для малоэтажной застройки, там люди строятся. Люди хотят жить в этих домах, на своих участках, хоть и в среднем условия таковы, что сделать для многих – это почти невозможно.
Означает ли это, что нужно отказаться от цели, поставленной Президентом? Нет. Надо вместе придумать и решить, как изменить условия, чтобы цены снизились и платежи снизились. Кто будет строить инфраструктуру, что делать с муниципальной землей и т.д. Вот целый ряд конкретных вопросов. Причем мои коллеги из Общественной палаты, эксперты палаты, говорят: да, мы знаем, как это сделать. Вот примерно так надо действовать. Но прежде нужно договориться. Разговоры бывают бесплодными, а бывает, приносят какие-то плоды.
— Есть ли у Общественной палаты РФ задумки системной поддержки общественных институтов нашей республики? У нас, к примеру, общественные слушания проходят, как правило, формально. Можно как-то усилить эту работу?
— Общественные слушания не работают почти везде в стране. Потому что чиновники уже приняли решения, касающиеся застройки или благоустройства. Потом выносят по закону на общественные слушания. Иногда общество бывает согласно. Иногда давят, иногда манипулируют, иногда приглашают специально подобранных людей, чтобы они проголосовали за уже принятое решение. Жульнических способов много. Правильный путь заключается в том, чтобы готовить решение вместе с обществом и экспертами. Это практика многих европейских стран. Хотят, к примеру, построить мусоросортировочный завод, а людям не нравится, потому что будет вонять или еще что-то. Создаются рабочие группы, в них входят специалисты, чиновники, инженеры, бизнесмены, ведь среди общественности есть немало специалистов тоже. И они обсуждают, какое решение лучше, какие социальные «коврижки» может дать компания местным жителям: может бассейн построить или детский сад отремонтировать, сколько это даст рабочих мест. Вот после этого надо выносить проект на широкое общественное поле, на общественное слушание. А когда только чиновники вырабатывают решения, общественные слушания слишком часто оказываются профанацией. Другая схема нужна. Нужно этого добиваться. Делайте! Станьте примером для других регионов страны.
— Какие ожидания от работы форума? Программа большая, не думаю, что нам удастся всё осветить.
— Форум федеральный, люди приехали из разных регионов страны. У меня вот вопрос: почему зарплаты низкие? Такая богатая страна и такие низкие зарплаты. В чем парадокс? Что должно произойти, что надо изменить? Почему люди бедные? Они плохо работают? Ленивые? Нет! Значит, разлад в системе.
— Вы ищете ответы на эти вопросы?
— Конечно. Экономику труда, все эти теории, экономистов, специалистов и экспертов надо заточить на поиски ответа на главный вопрос. Это вопрос, который должен в конце концов превратиться в политический инструмент. Ответ на этот вопрос должен дать часть программы хозяйственного развития. Никого не интересуют абстрактные макроэкономические рассуждения про то, что у нас экономика стабильна и макроэкономические параметры прекрасны. Да плевать людям на эти параметры! Почему зарплата средняя по стране 20 тысяч рублей? Вот это вопрос. А все эти разговоры о макроэкономике уводят в сторону. Люди только раздражаются, а нам нужно понять суть дела.
— Ответы на те вопросы, которые ставите на подобных форумах, впоследствии превращаются в законодательные инициативы?
— Да, конечно. Но сами инициативы бесполезны, если они не несут за собой глубинные изменения хозяйственной жизни, такие изменения, которые в конце концов дают людям зарплату, деньги, перспективы, рабочие места хорошие. Вот о чем этот форум.