X

Границы республики без учёта мнения народа изменить невозможно

Вчера в Махачкале прошла пятнадцатая сессия Народного Собрания Республики Дагестан седьмого созыва. Открыл и вёл сессию спикер парламента Заур Аскендеров.

Сессия началась с обсуждения главного вопроса повестки дня – проекта закона РД «О поправках к Конституции Республики Дагестан».

Выступая на сессии по этому вопросу, председатель Комитета НС РД по законодательству, законности, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Артур Исрапилов отметил, что проект закона о поправках к Конституции РД внесён в Народное Собрание Главой РД, он был принят в первом чтении на тринадцатой сессии парламента. Законопроект был опубликован в СМИ, направлен всем субъектам прав законодательной инициативы, всем министерствам, ведомствам, в Общественную палату, другим общественным объединениям для обсуждения и подачи поправок. Прошли различные обсуждения данного законопроекта на самых разных площадках с участием депутатов НС РД. Народным Собранием была проведена научно-практическая конференция совместно с ДГУ и МГУ и с участием ведущих специалистов в области конституционного права. Был проведен расширенный экспертный совет Комитета по законодательству на эту тему, обсуждение прошло в Общественной палате. Совсем недавно Комитет по законодательству провёл круглый стол, были выслушаны общественные деятели, которые высказывали различные доводы.

Артур Исрапилов остановился на тех поправках, которые вызвали общественный резонанс. По его словам, их всего три. «Первая поправка, – сказал он, – которая вызвала недопонимание у некоторой части общественников, касается ежегодного отчёта о деятельности правительства перед Народным Собранием. Ранее в нашей Конституции существовала норма, что отчёт представляет Глава республики. Это соответствовало федеральному законодательству. Сегодня Закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который определяет полномочия органов государственной власти, порядок их работы, взаимодействия между ветвями и органами власти, даёт возможность выбора – отчёт представляет либо высшее должностное лицо, либо руководитель правительства. Это сделано с тем, что у нас есть субъекты, в которых высшее должностное лицо одновременно возглавляет исполнительный орган и является председателем правительства. Это характерно для некоторых краёв, областей, где губернатор и является председателем правительства. В таком случае отчитываться должен губернатор. У нас же, как и в некоторых других субъектах, эти должности разделены. И закономерно, что отчитываться о деятельности правительства должен его председатель. Доводы о том, что если высшее должностное лицо формирует правительство, то оно и должно отвечать за его работу, несостоятельны и необоснованны.

Вторая поправка, по которой идут споры, касается сроков полномочий высшего должностного лица субъекта. Действующая Конституция РД предусматривает, что Глава избирается сроком на пять лет и одно и то же лицо не может более двух сроков замещать эту должность. Но сегодня ФЗ-184, который устанавливал эти ограничения, утратил силу. И принятый на смену этому закону ФЗ-414 исключил эти ограничения. Поэтому мы опять приводим нашу Конституцию в соответствие с федеральным законом. Доводы о том, что нигде это не делается, также несостоятельны – такая работа идёт во всех субъектах России. Мало того, более 30 субъектов, в том числе входящие в СКФО, уже внесли соответствующие изменения в местное законодательство.

Третья поправка, которая вызвала наибольший резонанс, спекуляции и различные интерпретации, касается исключения нормы о том, что Глава РД проводит работу, направленную на сохранение единства и территориальной целостности республики. В связи с чем это делается? Об этом я уже неоднократно говорил. Повторю: в мае этого года в адрес Главы РД и Председателя Народного Собрания прокурор республики направил письмо с предложением привести законодательство, в том числе Конституцию РД, в соответствие с федеральным. Полномочия по сохранению территориальной целостности страны и субъектов Федерации находятся в ведении федеральных органов власти. Дело в том, что всенародным голосованием в 2020 году были внесены изменения в Конституцию Российской Федерации. Необходимость этого была вызвана новыми геополитическими вызовами, произошедшими изменениями. Разные раздавались лозунги из разных стран. И вот 67-я статья Конституции РФ устанавливает, что территория Российской Федерации включает в себя территорию её субъектов, внутренних водных объектов и воздушное пространство над ними. Российская Федерация обеспечивает защиту своего государственного суверенитета и территориальной целостности. То есть это полномочия Российской Федерации и в первую очередь Президента России. Там же сказано, что любые попытки отчуждения части территории и призывы к такому отчуждению запрещаются.

Речь не идёт о снятии полномочий с главы субъекта. Речь идёт о разграничении полномочий. Есть полномочия федерального центра, есть полномочия регионов. Никакие полномочия Главы РД не уменьшаются в связи с этими поправками. Нужно чётко различать, о чём идет речь. Перестаёт ли Глава заниматься территориальными вопросами? Нет, конечно, вопросы внутренних административных границ являются прерогативой субъекта. Об этом говорит Конституция РФ, соответствующая статья сохраняется и в Конституции РД. Без волеизъявления народа Дагестана никакие территориальные изменения невозможны.

Раздаются голоса, что что-то мы недоговариваем, говорим не обо всём, что у нас не установлены границы РД и кто-то простым росчерком пера сможет передать какие-то земли соседям. Дагестан не вчера получил субъектность, мы отметили 100-летие автономии республики. У нас границы существуют. Другое дело, что они не описаны и не утверждены в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством. Есть графическое, текстовое описание, должно быть координатное описание, они должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Эта работа проводится.

Конечно, могут быть определенные споры между муниципалитетами, да и между субъектами. Как данные споры решаются? Создаётся комиссия с участием представителей обеих сторон с приглашением юристов, общественных деятелей, кадастровых инженеров и других специалистов. Проходит гласная, открытая работа, находится решение, устраивающее спорящие стороны. И соглашение, к которому пришла комиссия, подписывает руководитель субъекта. И оно вступает в силу после утверждения парламентом. Разве это уход от ответственности?».

В своём выступлении Заур Аскендеров отметил, что внесение поправок к Конституции связаны с приведением республиканского закона в соответствие с Основным законом страны. «Предлагаемые поправки, – сказал он, – много раз обсуждались с участием широкого круга лиц. Законопроект был рассмотрен на июльской сессии, на которой свою конкретную позицию по нему обозначил Глава республики Сергей Алимович Меликов. Он достаточно ясно ответил на вопросы. На днях он еще раз прокомментировал предлагаемые поправки, аргументированно, внятно и подробно разъяснил их суть и необходимость.

Повышенный интерес к внесению поправок в Конституцию РД, который наблюдается в последние дни, нам всем понятен. Конституция – наш Основной закон, по которому живёт республика и предстоит нам всем жить. В то же время отдельные представители общественности уверяют всех в своей правоте, навязывают заведомо ложное мнение по предлагаемым поправкам. Этим они вводят многих в заблуждение. Не у всех есть юридическое образование и не все наши люди хорошо разбираются в законодательстве. В таких случаях нужно ориентироваться на федеральные законы и законы Республики Дагестан. Только они дают однозначный ответ на все поднимаемые вопросы.

Как сказал председатель Комитета, вопрос территориальной целостности вызвал наиболее бурную реакцию. Высказывается мнение, что предлагаемая поправка создаст условия для изменения границ Дагестана. Давайте строить свои выводы и доводы строго на основании законодательства. Обеспечение территориальной целостности нашей страны, включая и территории её субъектов, относится к ведению Российской Федерации. И предлагаемая поправка по этому вопросу необходима для приведения нашей Конституции в соответствие с федеральным законодательством.

Ещё один важный аргумент. Согласно ст. 57 Конституции РД территория республики едина, её границы не могут быть изменены без волеизъявления её многонационального народа. В том числе, уважаемые депутаты, и нашего с вами мнения. Эта норма Конституции остаётся неизменной. Кроме того, в соответствии со ст. 68 Конституции РД к ведению Народного Собрания относится утверждение соглашения об изменении границ РД и назначении референдума. Таким образом, без учёта мнения народов Дагестана и Народного Собрания изменить границы республики невозможно. Предлагаемая поправка и сама действующая Конституция РД исключают любую возможность принятия решения о территориальных изменениях без согласия жителей республики.

Могу уверенно заявить, что опасения насчет территориальной целостности республики безосновательны. Никому не стоит поддаваться на провокации. Обращаясь к дагестанцам, хочу сказать, что все мы хотим жить в мирном, процветающем Дагестане. И Конституция объединяет нас в один многонациональный народ, без волеизъявления которого вопросы изменения границы не могут рассматриваться».

По данному вопросу выступили заместители Председателя Народного Собрания Камил Давдиев, Сайгидахмед Ахмедов, депутаты Мухтарпаша Умаханов, Ильяс Мамаев.

При двух голосах «против» и двух воздержавшихся депутаты приняли закон во втором окончательном чтении.

Затем депутаты утвердили мировых судей, внесли изменения в отдельные законодательные акты Республики Дагестан, а также в действующие законы «О государственных наградах Республики Дагестан», «О полномочиях органов государственной власти Республики Дагестан в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности», «О градостроительной деятельности в Республике Дагестан», «О защите прав ребенка в Республике Дагестан», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Дагестан», «О профессиональных союзах», «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан», «О культуре», «О транспортном налоге», «Об образовании в Республике Дагестан», «О градостроительной деятельности в Республике Дагестан», «О недрах», «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Республике Дагестан», «О физической культуре и спорте в Республике Дагестан» и другие.

Депутаты проголосовали за упразднение Конституционного суда РД и за роспуск представительного органа сельского поселения «сельсовет «Черняевский» Кизлярского района, внесли изменения в Прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Дагестан на 2022 год и утвердили основные направления приватизации государственного имущества Республики Дагестан на 2023 год.

Похожие

Эффективно использовать контрольные полномочия

10
Вчера в Махачкале прошла первая после...

Изменения одобрены

15
Вчера в Махачкале состоялась 34-я сессия парламента республики седьмого созыва. Открыл и вёл...

Поступательно двигаться вперёд

17
Сегодня в Махачкале состоялась 33-я сессия Народного...

Совместно решать поставленные задачи

11
Вчера под председательством спикера парламента...

Усилить профилактику правонарушений

16
Вчера в Махачкале прошла тридцать первая сессия...

За милосердие будут награждать

19
Вчера в Махачкале состоялась двадцать девятая сессия...

За благополучие каждого дагестанца

19
Сегодня в Махачкале состоялась 28-я сессия Народного...

Принят главный финансовый документ

15
Вчера в Махачкале прошла двадцать седьмая сессия...

Мы должны беречь свою молодёжь

23
Вчера в Махачкале прошла двадцать шестая сессия Народного...

Статьи из «Народное Собрание»

Решать проблемы на месте

9
Председатель Народного Собрания РД Заур Аскендеров в администрации Ногайского района...

В гостях как дома

7
Заботой и вниманием окружат прибывших ранее в Дагестан белгородских детей в центре...

Плановых отключений не будет

9
Вопросы надёжного электроснабжения уже долгое время не сходят с повестки дня. Сами...

Идём на сближение

9
Первое заседание Совета представительных органов Дагестана при Народном Собрании РД прошло...