Это был его выбор
Решение поступить именно так он принял для себя давно. В разговорах с отцом часто повторял: «Я никогда ни перед кем не встану на колени». И не встал. Это был поступок российского офицера, настоящего десантника.
Позже стали известны подробности случившегося.
В составе штурмовой десантной бригады в первые же дни спецоперации на Украине Нурмагомед Гаджимагомедов был заброшен в тыл противника для выполнения особого задания. Оказавшись в окружении и получив тяжелое ранение, отстреливался до последнего патрона. Оставшейся последней гранатой подорвал себя и пытавшихся схватить его неонацистов. Гвардии старший лейтенант, командир роты десантно-штурмового Кавказского казачьего полка показал выдающийся пример самопожертвования. Стал примером мужества для своих солдат и для всех нас, а также новорожденной дочери, которую видел лишь на фото.
Интересно, каким был будущий Герой России в детстве, в годы учебы? Энгельс Гаджимагомедов, отец десантника, раскрыл некоторые неизвестные страницы его биографии.
– Сын родился в Южно-Сухокумске, я там в свое время работал, – рассказывает Энгельс Магомедович. – Назвали его Неру в честь моего двоюродного брата, который разбился на машине. В пятом классе имя поменяли, Нурмагомедом назвали в честь моего друга. Жил у бабушки в селе, затем переехал в Махачкалу. Рос шустрым, активным, где-то даже чересчур энергичным, поэтому я отдал его вместе с племянником в секцию карате. Зять семь лет возил их на тренировки. Нурмагомед занимал призовые места на республиканских и окружных соревнованиях. Школу окончил экстерном в селе Кули Кулинского района, и мы с ним поехали поступать в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище.
Я хотел, чтобы сын стал лучшим не только в спорте и военном деле. Он офицер, а значит, должен быть лидером во всём. И сам Нурмагомед стремился к этому
– Он ведь у вас и в школу рано пошел?
– Да, в 6 лет. В Рязанском училище был интересный случай. Подходит к нам один генерал и, ознакомившись с досье Нурмагомеда, говорит ему:
«Ты, наверное, лишний у родителей, раз тебя в 15 лет привели к нам».
А он, как сегодня помню, отвечает:
«Нет, дядя генерал, просто папа мне сказал: «Если хочешь стать мужчиной, ты должен окончить военное училище». Вот я и приехал».
«Подтягиваться-то умеешь?» – спросил генерал.
Нурмагомед подтянулся 25 раз, пробежал стометровку. Больше вопросов к нему не было.
– А в последующем?
– Ну, поначалу мне приходилось присматривать за ним, не без этого. Все-таки новое место, молодой еще совсем, кровь горячая. В течение года три раза ездил, выговаривал за плохое поведение. А к концу года он возмужал, стал ответственным и дисциплинированным. Звонит мне потом, говорит: «Папа, большое спасибо тебе. Ты был прав, это мое место. Извини, что я создавал тебе проблемы».
В училище продолжал заниматься спортивными единоборствами, имел хорошую физическую подготовку. И пошли успехи: чемпион Рязани и области, чемпион Вооруженных Сил РФ, чемпион СНГ, мира. Куда только мы с ним не ездили на соревнования.
– Далее – две командировки в Сирию, первое ранение…
– После Сирии он лет на десять повзрослел. Офицер российский в плен попал, его там замучили до смерти, а видео отправили нашим солдатам, мол, вас ждет та же участь. И тогда Нурмагомед твердо решил, что лучше умрет, чем окажется в плену. Мы уже разговаривали с ним не как близкие родственники, а как друзья, коллеги. Я хотел, чтобы сын стал лучшим не только в спорте и военном деле. Он офицер, а значит, должен быть лидером во всём. И сам Нурмагомед стремился к этому. Разглядев в нем лидерские качества, его направляют служить в должности командира роты в составе 247-го гвардейского десантно-штурмового Кавказского казачьего полка ВДВ России с дислокацией в Ставрополе. Там все ребята старше него, контрактники. Поставил себя, быстро завоевал авторитет. За девять месяцев рота стала образцовой.
Однажды сын сказал мне: «Я себя старше 25 лет не вижу». Будто что-то чувствовал. В тот злополучный день и у меня было предчувствие, но думал, что со мной что-то случится. Проснулся в третьем часу ночи весь в поту из-за того, что какой-то детский голос повторял во сне: «Папа, помоги!». Вышел во двор, осмотрелся – всё спокойно. Принял успокоительное, уснул. В пять часов утра снова просыпаюсь – тот же голос. А в 5:15 зазвонил телефон: «Энгельс Магомедович, примите соболезнования. Ваш сын погиб как настоящий мужчина».
– С вашим опытом, связями наверняка можно было его оттуда вытащить?
– Я мог. Но он командир роты, у него до 100 человек в подчинении, генерал ему доверил их. А кто повел бы роту за собой? Нурмагомед на тот момент был настоящим воином, офицером с боевым опытом, отлично разбирался в военном деле. У каждого своя профессия. Учитель дает знания, врач лечит, а задача военного – служить Родине, защищать страну. Защищать нас. Он не один такой. Все российские военнослужащие, которые находятся сегодня на передовой, герои. Мой сын и остальные наши ребята погибли за правое дело.
– Помните ваш последний разговор?
– Мы общались за несколько дней до его гибели. 20 февраля я поздравлял Нурика с рождением дочери, которую он ждал, а он меня – с рождением внучки… 23 февраля сын позвонил утром, поздравил с Днем защитника Отечества и сообщил: «Папа, скоро мы заходим». Я сказал ему: «С Богом! Прикрывайте друг друга, будьте внимательны».
И врагу не пожелаешь такого, не должен отец сына хоронить. Что поделать, видимо, так угодно судьбе. Нужно держаться, терпеть. Нурмагомед был жизнерадостным, спортивно развитым мальчиком, любил свою работу, писал стихи, за месяц до спецоперации покорил самую высокую вершину Европы – Эльбрус. Жаль, что многого не успел сделать. Но это был его выбор, он мечтал стать десантником. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Верховного главнокомандующего нашей страны за высокую оценку поступка моего сына.
– Как человек с военным опытом, можете сделать прогноз, когда закончится украинский конфликт?
– Рано или поздно вопрос демилитаризации Украины будет решен. Касаемо же денацификации, тут, я считаю, дело надо довести до конца, очистить всю страну от того сброда, нечисти, которая съехалась туда со всего мира. Незадолго до известных событий я дважды был там и видел, что Украина полным ходом готовится к войне. Если бы они начали первыми, то запросто дошли бы до Ростова, Махачкалы. Президент принял абсолютно верное решение, сыграв на опережение, в итоге отстояв страну. А так у нас были бы большие проблемы. Сейчас тоже следует быть очень осторожными, сплотиться вокруг национального лидера. Это наша территория, наши земли. Если народ Донбасса хочет жить с Россией, мы должны ему помочь.
Энгельс Магомедович работал в МВД Чечни, Кабардино-Балкарии, Ингушетии. Окончил академию МВД и Российскую академию госслужбы при Президенте РФ, имеет ордена Мужества, медаль «За отвагу», наградное оружие и много госнаград. Именем его сына Нурмагомеда Гаджимагомедова названы улицы в Махачкале, Нальчике, Краснодаре, Донецке, школа в дагестанской столице и спортивная школа в селе Кумух Лакского района. Память о нем жива, как и стихи Героя.
Я сын отца до боли мне родного,
Всё без остатка от него впитал.
Я горд быть сыном у отца такого,
Отец меня с трудом так воспитал…