Линия соприкосновения — водораздел ненависти
Последние события на Украине можно охарактеризовать как очередной политический экстрим, в котором пребывает новая украинская власть. И более чем красноречивые кадры, облетевшие российские информагентства, демонстрируют, что националисты, застолбившие близлежащий укрепрайон, дают понять Зеленскому, что рано списывать их со счетов и так просто они не намерены сдаться. Да, диалог на русском языке между президентом «незалежной» и заезжим патриотом оказался более чем убедительным. Похоже, что противная сторона, несмотря ни на какие договоренности, твердо стоит на своем, уверенная, что линия соприкосновения – это лишь условная пограничная полоса, отделяющая самостийную от Юго-Востока.
Заблокировав сначала Золотое, а потом и Петровское, где и должно было состояться разведение сил, азовцы предприняли демарш «непобежденных», эдаких махновцев-анархистов, наплевавших на какую-либо власть. Они же объявили о создании мобильных групп по мониторингу ситуации по всей линии соприкосновения. И разве что ленивый не поспешил порассуждать о том, как общался президент «незалежной» с боевиком, выглядевшим не лучшим образом.
Да, фраза «Я не лох», может, и не блистала литературным фразеологизмом, но пришлась как нельзя кстати. Зеленский может ведь по-всякому. И, надо сказать, он изрядно поднаторел в «95 квартале» по части политической сатиры, над которой хохотала вся Украина порошенковского периода. Что ж, он знал, что ему придется восстанавливать более чем запущенное хозяйство.
Но главной проблемой оказалась не столько стагнационная экономика, сколько махровый национал-шовинизм, молодые люди, марширующие в ночных пикетах по Киеву, открыто заявляющие о преемственности нацизма, прославившиеся в новейшей истории Украины созданием молодежных лагерей «гитлерюгенд», использующие в качестве мишени «недоделанный» Юго-Восток, с которым незачем церемониться.
Зеленский знал, что привитый Украине дух фашизма, национализма, проросший словно дурная трава, породил не только ненависть к «проклятым москалям, от которых все беды на свете», но и отчуждение, несмотря на «вышиванку», от традиционных ценностей. И так называемые «нацики», фашиствующие молодчики с перевернутым сознанием, готовы выйти на сто майданов и наверняка попьют еще немало крови в борьбе за «ридну Украину». А Дмитрий Ярош, обращаясь к названным братьям по оружию, призвал их не подчиняться «преступным приказам» официального Киева.
Да, велеречивая Америка может быть довольна, все идет по плану: с одной стороны, двуликий Янус заявляет о приверженности Минским соглашениям, «Нормандскому формату», с другой – под шумок тешит националистов, выполняющих негласные инструкции пентагоновских ястребов, обещаниями о поддержке. Собственно никто и не сомневается в том, что отдавать козырную карту в политической игре с Россией США не собираются.
И здесь ящик Пандоры, не имеющий ничего общего с нормализацией отношений между Украиной и Юго-Востоком, полон сюрпризов. А призывы Яроша – словно бальзам на американское большое сердце, в котором есть место всем, кто приносит прибыль. Так, может, Украина вновь готовится к перевороту? Аналитики предвидят подобный вариант развития событий. Языком пропагандистских листовок Ярош дает понять, что режим Порошенко нельзя сбрасывать со счетов. Да и проворовавшийся экс-президент ведёт себя более чем уверенно, несмотря на заведенные на него новой властью четырнадцать уголовных дел, каждое из которых, на чем он настаивает, не экономическое, а политическое, что дает ему карт-бланш и возможность позиционировать себя как представителя оппозиционной власти партии.
Помнится, Зеленский постарался сделать всё, чтобы лишить Раду депутатской неприкосновенности. Но запальчивый Порошенко уверенно маневрирует между отставным истеблишментом и националистическими отбросами, давая негласную команду устами Яроша военным сотрудникам СБУ, МВД, СВР, антикоррупционным органам бойкотировать новую власть, устраивая саботаж в вверенных им ведомствам. В ход идут самые невероятные обвинения в предательстве национальных (читай – националистических) интересов «незалежной»: Конституции (!!!), сдаче отвоеванных территорий, выполнении политических заказов. Более того, националисты – бандеровцы, руководствуясь кровавыми методами своих вождей, открыто призывают к устранению Зеленского.
Отведение войск, пусть и срываемое украинской стороной, медленно, но всё же происходит. И хотя все вроде идет по плану, народная милиция ЛНР констатирует, что обстрелы с украинской стороны продолжаются с завидной регулярностью, о чем свидетельствуют отчеты ОБСЕ. Интрига в том и состоит, что международные организации и, что совсем удивительно, даже НАТО, приветствующие разведение сил, полны плохо скрываемого мнимого оптимизма. Вот даже Генсекретарь альянса Йенс Столтенберг поспешил поздравить Украину с урегулированием донбасского конфликта. Но НАТО, как известно, – отнюдь не мирная, а военная организация, созданная в свое время в противовес Советскому Союзу, и она вовсе не блюститель мирных договоренностей. Так что пограничная рокировка – не более чем вынужденное кратковременное соглашение. И националисты лишь выигрывают время, а идти на уступки вовсе не собираются, и «капитуляции» не предвидится, им важно только успокоить мировое сообщество.
Так сколько это будет продолжаться? Вне всяких сомнений, в этой осадной политической борьбе победит тот, кто окажется умнее, прозорливее, выдержаннее. И Зеленскому, которому отдала голоса вся Украина, придется лавировать между международными патронами и порошенками, билецкими, ярошами, пускающими в ход тяжелую артиллерию. Возможен ли этот ход – компромисс между противоборствующими лагерями? И как договариваться Зеленскому с теми, кого он высмеивал в своих едких политических пародиях, кого клеймил, превращая в смехотворные фигуры, жалкие, смешные, вызывающие чувство брезгливости?
Договариваться хоть с чертом – как никто это понимает команда Зеленского. Наступает новый этап противостояния. Но теперь у ястребов новая цель – вылепить из Зеленского эдакого модернизированного Порошенко, свободного от националистических стереотипов, прогрессивного борца с коррупцией. Но и Зеленский не так прост. Он ведь шкатулка с секретом, он из семьи, где привыкли держать слово. Его дед встретил Победу в Берлине, участвуя в одном из самых страшных сражений на Зееловских высотах – последнем плацдарме фашизма. И его внук – крепкая косточка. Он не отступит. За ним, как за его дедом, люди, страна, испытывающая сегодня невероятное давление тех, кому на руку бесконечная война, под которую списываются многомиллиардные средства, кто, не задумываясь о немыслимых жертвах, кидает во всепожирающий огонь украинских мальчишек, как с той, так и с другой стороны. Да, Порошенко еще предстоит ответить за преступления перед своей страной. Придет время. Но многое предстоит изменить и в головах тех, кому суждено было родиться в смутные времена, кто так и не понял, что родина – это не псевдогерои – бандеровцы, а те, кто защищает страну от фашизма.
Что же ждет Украину? По мнению аналитиков, о постепенном выходе из кризиса, финансовой стабилизации говорить не приходится. Да, Зеленскому тяжело, несмотря на парламентское большинство в Раде. Дискуссии вокруг формулы Штайнмайера переходят из офисов на улицы и площади Киева, и ясно, что противники этой самой формулы, весьма вольно трактуя Минские соглашения, меняют их последовательность, прописанный комплекс мер. За акциями националистов все четче прослеживается неугомонный Петруша, отсюда же торчат уши штрейкбрехера Авакова, пытающегося сохранить свое политическое влияние и старающегося закинуть в пыльную кладовку инициативу сторонников Зеленского – переподчинить Нацгвардию президенту.
Да, Зеленский проходит испытание на прочность. И ссылаться на политические прогнозы его карьеры пока не приходится. Зыбкая она, как тонкий, хрупкий лед, неосторожно шагнув на который, можно мгновенно оказаться в ледяной полынье, откуда не выбраться… Возможно, Зеленскому многим придется пожертвовать и прибегнуть к не совсем популярным мерам, например, в сфере ЖКХ, а он ведь обещал снизить тарифы. И противники только и ждут с его стороны фиаско. К очевидным проколам команды реформаторов можно прибавить и неспособность силовых, армейских структур остановить группу праворадикалов, диктующих власти свои условия.
Но нельзя забывать и другое: за Зеленским – та Украина, что, поднаторев за десятилетия политической борьбы, склонна к тому, чтобы не только оценить остроту политической борьбы, но и подставить плечо «своему президенту». Время покажет.