Люди должны знать, что делает власть
Вчера, 28 октября, в Махачкале прошла четвертая сессия депутатов Народного Собрания РД седьмого созыва. В её работе принял участие Глава Дагестана Сергей Меликов. Открыл и вел сессию спикер парламента Заур Аскендеров.
В повестку дня четвертой сессии первым включен вопрос «О назначении мировых судей». Депутатам предстояло дать согласие на назначение восьми судей на судебные участки городов и районов республики.
Заместитель председателя Верховного суда РД Алибек Колуб представил подробную информацию по каждому кандидату. Было отмечено, что все кандидаты имеют большой опыт работы по юридической специальности, с места работы характеризуются с положительной стороны, успешно прошли квалификационный экзамен и зарекомендовали себя на должности мировых судей с профессиональной стороны. Депутаты дали согласие на назначение мировых судей на судебные участки Буйнакского, Дахадаевского, Дербентского, Левашинского, Хасавюртовского и Хунзахского районов.
Глава Дагестана Сергей Меликов свое выступление начал с того, что в республике сохраняются ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией. В то же время все руководство НС РД, многие депутаты сидят без масок. «Вы же законодатели, если сами не соблюдаете, то как можете этого требовать от остальных?» – посетовал руководитель республики и выразил сожаление, что об этом приходится говорить с этой трибуны.
По его словам, это по сути первая сессия, когда рассматриваются те или иные законопроекты. Есть проблемы, которые требуют оперативного решения. В том числе предстоит рассмотреть проект бюджета на следующий год. Там серьезные изменения, которые направлены на улучшение социально-экономического положения республики, на рост доходов дагестанцев.
«Мы неоднократно говорили о необходимости земельной реформы. На основании проведенной работы по инвентаризации земельных угодий мы уже можем приступить к упорядочению земельных вопросов. В том числе проверяем законность выделения ряда земельных участков. Буквально в последнее время возбуждены два уголовных дела в отношении глав сельских поселений за незаконное выделение земельных участков, распределение их между своими родственниками. Огромные площади в сельхозоборот не вовлечены, даже те, на которых можно выращивать виноград и другие сельхозкультуры.
Вопроса земель отгонного животноводства пока не касаемся, потому что там годами копившиеся проблемы, вопрос надо досконально изучить, надо оценить эффективность этих земель, в том числе с привлечением ученых и по линии агропромышленного комплекса, и по линии национальных отношений, и по линии федеральных органов, таких как Росимущество, Росреестр и другие. Информационные вбросы, что парламент начнёт делить земли в Дагестане, не являются реальными. На эти фейки никому не нужно покупаться. Я уже говорил, что те земельные отношения, которые сложились сегодня в Дагестане, являются тормозом нашего развития. Из-за этого к нам не идут инвесторы, не можем создать промышленную инфраструктуру, потому что, когда проводим газ, воду и другие коммуникации, мы сталкиваемся с обременением тех участков, через которые они должны пройти. Нынешнему составу парламента придется принять закон, направленный на решение земельной проблемы. Эта работа идет, мы по ней будем отчитываться, потому что люди должны знать, что мы делаем», – сказал Сергей Меликов.
Предваряя обсуждение в рамках правительственного часа Стратегии социально-экономического развития республики, Сергей Меликов отметил, что сегодня она не может быть доведена до депутатов в тех объемах, в которых она составлена, потому что каждое направление Стратегии – это порядка 50-60 страниц печатного текста с расчетами, формулами, выкладками, ссылками на историческую действительность. «То, что у нас есть эта Стратегия, что она обсуждена на конференции, то, что ее в виде модели социально-экономического развития республики будем представлять 16 ноября Председателю Правительства России Мишустину, – это факт. Мы эту стратегию должны согласовать и с парламентом», – сказал Сергей Меликов и попросил депутатов во время обсуждения не вести широкую полемику, потому что документ выверен со многими позициями, в том числе с возможностями федеральных органов власти.
Сергей Меликов попросил депутатов дать согласие на назначение Председателем Правительства Республики Дагестан Абдулпатаха Гаджиевича Амирханова, ранее почти год проработавшего в той же должности. Работу Правительства Дагестана под руководством Амирханова руководитель республики оценил положительно и отметил, что установлены хорошие деловые контакты с федеральными органами власти. «В результате этих контактов мы имеем возможность оформить инфраструктурный кредит на 10,5 млрд рублей. Средства пойдут на проектирование и строительство водовода Чиркей – Махачкала – Каспийск с перспективой довести его до Избербаша. Под руководством Абдулпатаха Гаджиевича правительством разработана документация по возобновлению строительства канализационного коллектора и очистных сооружений в Махачкале и Каспийске. Вы знаете, на протяжении скольких лет эта работа не велась. Мы буквально на днях получили документ, подтверждающий, что наши предложения приняты и они будут реализовываться.
В то же время руководитель Дагестана отметил, что у нас есть очень много проблем, мы отстаем по ряду показателей, за год все решить невозможно. По его словам, за прошедший год Абдулпатах Амирханов возглавлял всевозможные штабы по ликвидации техногенных аварий и климатических катаклизмов, по принятию оперативных мер реагирования. «Буквально вчера под его руководством и с моим участием прошел Оперативный штаб по подготовке к зиме, и скажу, что ранее Дагестан никогда к зиме так не готовился. Он посетовал на то, что о ходе подготовки к зиме должны отчитываться, в том числе и в парламенте, не только правительство, но и руководители муниципалитетов. Это их прямая обязанность. Мы знаем, кто из глав муниципалитетов дает объективную оценку, а кто приукрашивает действительность, а то и рассматривает подготовку к зиме как необязательную работу – мол, я пять лет не получаю паспорт готовности, никто же не умер. Для того чтобы принять какие-то меры со стороны республиканских властей, нужно докопаться до истины. А для этого нужно время. Но истина не в докладах начальников, не в цифрах и фактах, истина – в обращениях граждан. Когда руководитель уверяет, что город к зиме готов, а десятки обращений говорят об обратном, наверное, эти обращения игнорировать нельзя.
Мы вчера не только приняли решения, позволяющие без эксцессов перезимовать эту зиму, но и заложили основы подготовки к следующему осенне-зимнему периоду. И это было сделано на Оперативном штабе под руководством Абдулпатаха
Гаджиевича. Исходя из всего этого я считаю, что правительство должно продолжать работать под его руководством. Если он на сегодняшний день в правительстве видит надежных помощников, это является гарантом его успехов. Если посчитает, что в команде нужно провести изменения, то он имеет на это право», – сказал Сергей Меликов и предложил депутатам поддержать кандидатуру.
Слово было предоставлено кандидату на должность Председателя Правительства РД Абдулпатаху Амирханову. Свое выступление он начал с того, что республика имеет большой потенциал развития, но по многим показателям отстает от других регионов страны. В частности, в нашей республике практически самая низкая заработная плата, хотя наши люди трудолюбивы и предприимчивы. Дагестан – один из немногих регионов, где сохраняется очередь в детские сады, имеются школы с трехсменным режимом обучения. И так практически во всех отраслях – здравоохранении, развитии инфраструктуры, строительстве дорог. Говорить о проблемах, перечислять их – легко, гораздо тяжелее их решать. Проблемы копятся годами, а решение требуется незамедлительное, хотя одновременно все решить невозможно.
По словам Амирханова, ключевой отраслью остается агропромышленный комплекс. Развитие сельского хозяйства определяет уклад жизни более половины населения республики, оказывает существенное влияние на экономику. Республика в последние годы занимает лидирующие позиции в производстве винограда, овощей, риса, идет закладка интенсивных садов, развивается тепличный комплекс. Дагестанская баранина стала уже брендом республики. Восстанавливается рыбопромышленная отрасль благодаря мерам господдержки. В то же время мы упустили вопросы хранения и переработки выращенной продукции.
Говоря о развитии промышленности, кандидат на должность Председателя Правительства отметил, что она – самая налогоёмкая отрасль, но развивается медленными темпами. Республика обладает уникальным транзитно-логистическим потенциалом, и его использование является одним из приоритетных направлений в деятельности правительства.
Заур Аскендеров, обсуждая кандидатуру Абдулпатаха Амирханова, ознакомил депутатов с некоторыми фактами его биографии, отметил те достижения, которые достигло правительство под его руководством, отметил те проблемы, над решением которых ему предстоит работать. Спикер парламента выразил уверенность, что под руководством Абдулпатаха Амирханова правительство сможет решить стоящие перед республикой проблемы.
Заместитель Председателя Народного Собрания, руководитель фракции «Справедливая Россия – За правду» Камил Давдиев также обратился к коллегам с предложением поддержать кандидатуру Амирханова.
По итогам тайного голосования депутаты единогласно дали согласие на назначение Абдулпатаха Амирханова Председателем Правительства РД.
Депутаты также дали согласие на назначение на должность аудитора Счетной палаты Республики Дагестан Бейдулаха Мирзоева, кандидатура которого была внесена Главой республики.
На сессии депутаты внесли изменения в законы РД «О ветеринарии», «О защите прав ребенка в РД», «О физической культуре и спорте в РД», «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда РД» и в другие документы.
Выступая с проектом закона «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан», врио министра финансов Юнус Саадуев отметил, что документ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами определяет бюджетные полномочия органов государственной власти Республики Дагестан и иных участников бюджетного процесса, устанавливает порядок осуществления межбюджетных отношений и ответственность за нарушения бюджетного законодательства.
Юнус Саадуев представил депутатам и проект закона «О Резервном фонде Республики Дагестан». Он отметил, что этот законопроект вытекает из ранее рассмотренного закона и определяет порядок формирования и расходования Резервного фонда республики.
Говоря о проекте закона «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Юнус Саадуев отметил, что доходная часть бюджета увеличивается в целом на 12 млрд 52 млн рублей – в основном за счет федеральных бюджетных трансфертов в сумме более 8 млрд рублей и прогнозируемых налоговых и неналоговых доходов в объеме 2,8 млрд рублей.
«В целом уточненная сумма доходов республиканского бюджета составила свыше 172 млрд рублей. Общий объем расходов республиканского бюджета превысил 176 млрд рублей», – сказал он и рассказал, на что планируется расходовать поступившие дополнительные средства.
Депутаты внесли изменения и в иные законодательные акты РД.