Сетевое издание «Дагестанская правда»

13:55 | 05 июня, Пн

Махачкала

Weather Icon

Модернизация образования – модель будущего

A- A+

Чтобы обсудить проблемы и перспективы образования республики, в Большом зале Русского театра собрались педагогический актив, ректоры вузов, начальники управлений образования городов и районов.

В почетном Президиуме — Председатель Правительства РД Магомед Абдулаев, Госсекретарь РД Такибат Махмудова, Первый зам. Председателя Правительства РД Низами Казиев, Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РД Интизар Мамутаева, министр культуры РД Зумруд Сулейманова, председатель Комитета по молодежной политике Заур Кахриманов. В работе конференции принял участие замминистра образования и науки РФ Иван Лобанов. Перед началом конференции участники и гости осмотрели выставку научно-технического творчества учащихся образовательных учреждений республики.

Поприветствовав участников конференции, министр образования и науки РД Магомедфазил Азизов выступил с основным докладом о состоянии, проблемах и перспективах модернизации образования республики в свете основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

— Президент РФ Д.Медведев, — подчеркнул он, — представляя национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», отметил: «Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире ХХI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам». Задачу по модернизации образования поставил перед дагестанскими педагогами и Президент РД М.Магомедов в своем Послании НС РД, отметив, что «Дагестанцы заслуживают нормальной жизни, хорошей работы и достойного будущего. Поэтому Дагестан как никакой другой регион нуждается в модернизации».

В числе основных направлений господдержки и развития образования, лежащих в основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», М.Азизов назвал обновление образовательных стандартов общего образования. Так, массовое внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения начнется в 2011 году. Необходимо определить школы для пробного внедрения стандартов. Немало предстоит сделать и в сфере информатизации. Пока в образовательные учреждения недостаточно активно внедряются современные технологии, некоторые школы так и не установили лицензионное программное обеспечение, не пользуются сетью Интернет, только 30% школ активировали свои сайты.

Одной из самых болевых проблем в системе образования М. Азизов назвал ЕГЭ. — В 2010 году, — сказал он, — ЕГЭ в республике сдавали более 27 тысяч человек. Успеваемость в среднем ухудшилась на 5,1%. По итогам ЕГЭ 2316 выпускников вообще не получили аттестаты о среднем образовании. Имеют место многочисленные факты нарушений – использования мобильных телефонов, шпаргалок, выноса КИМов из пункта приема ЕГЭ. — Всем нам ясно, — констатировал министр, — что нарушения эти допускались из корыстных целей.

Отдельно министр остановился на организации профильного обучения на старшей ступени общего образования, актуальности проблемы выявления и поддержки творчески одаренных детей, организации всероссийских олимпиад. Обратил М. Азизов внимание и на тот факт, что по представлению МОН РД Президентом РД М.Магомедовым издан указ о присвоении премии Президента РД победителям и призерам Всероссийской олимпиады школьников.

Обозначая круг проблем, существующих в образовании республики, министр остановился на другой болевой точке — растущем числе детей с ограниченными возможностями. Для них функционируют 12 спецшкол-интернатов, открыт интернат при МОУ СОШ № 4, создан центр дистанционного обучения. Отдельно министр проинформировал о ситуации с национально-региональным компонентом, отметив, что в 2009 году издано 30 наименований учебников на 10 языках народов Дагестана общим тиражом свыше 410 тыс. экземпляров на сумму более 40 млн. рублей.

Немалое место в докладе было уделено системе дополнительного образования. В ближайшее время его роль возрастет.

Стратегически важными министр назвал вопросы профилактики распространения наркомании, пропаганду здорового образа жизни, массовых видов спорта, физкультуры.

— Важное место в образовании республики занимают учреждения начального профессионального образования,- отметил министр.- В них обучаются более 10 тыс. учащихся по 36 профессиям.

Определенным импульсом его развития стали создание ресурсных центров, разработанная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников НПО. Важнейшим направлением в реализации инициативы «новая школа» является подготовка и повышение квалификации педагогов.

Подробно осветил в своем докладе министр проблему укрепления учебно-методической базы общего образования. В 2009 году в республике введено в эксплуатацию 15 школ на 3934 ученических места, 2 спортзала. А уже к 1 сентября этого года планируется ввод еще шести школ на 1412 ученических мест и пять спортзалов. К концу же 2010 года дополнительно планируется запустить восемь школ на 3422 ученических места и два спортзала на 576 кв.м.

— Но в целом это проблему строительства школ не решает, — подчеркнул министр. — Ныне многие школы все еще размещаются в нетиповых зданиях, постройках прошлого века. Коснулся министр в своем выступлении и перевода бюджетных учреждений в форму автономных. Работа в этом направлении предстоит огромная, и уже в 2011 году запланирован перевод нескольких образовательных учреждений республики в разряд автономных, — сказал он.

На конференции прозвучали выступления педагогов республики. Начальник управления образования г.Кизляра Наталья Ашаганова рассказала, как в школах города реализуется концепция «Новой школы». При этом отметила, что в образовательных учреждениях города все еще ощущается острая нехватка учителей по нескольким специальностям. Остается большой нагрузка на дошкольные учреждения.

Народный учитель РФ, директор образовательного учреждения «Академия детства» Анна Ражбадинова поделилась опытом работы своего центра.

Начальник Управления образования г.Хасавюрта Руслан Ибрагимов проинформировал о том, как идет работа по подготовке к переходу к новым стандартам общего и профессионального образования, как осуществляется подготовка к ЕГЭ, укрепляется материально-техническая база школ, внедряется в образовательный процесс ИКТ.

Ректор ДИПКПК Идрис Мусаев отметил, что за короткий период времени в ДИПКПК создан формат деятельности, который позволяет педагогам выстраивать индивидуальную образовательную траекторию и добиваться высокой результативности.

Замминистра образования и науки РФ Иван Лобанов передал приветствие участникам конференции от министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко.

— Все выступления, которые прозвучали на совещании, были чрезвычайно интересными, полезными и содержательными, — сказал он. Безусловно, результаты я доложу министру. Есть что докладывать: можно говорить о достижениях и проблемах, но самое главное есть люди, которые болеют за образование. Пока есть люди, которые болеют за наше общее дело, думаю, оно будет жить и процветать.

Доклад у меня был немного другой. Прослушав отличный доклад министра образования и науки РД, хочу добавить несколько нюансов по федеральному закону № 83-ФЗ. Вкратце это закон об автономных, казенных, бюджетных и образовательных учреждениях. В соответствии с федеральным законом теперь муниципальные и государственные учреждения будут подразделяться на автономные, бюджетные и казенные образовательные учреждения. Указанным федеральным законом изменяется правовое положение существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов. Предстоящие преобразования создают условия и стимулы для повышения эффективности их деятельности. Хочу отметить, что изменение формы бюджетных организаций пройдет без их реорганизации. При этом изменяются механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений, представляя им расширенный объем прав путем перевода их со сметного финансирования на финансирование посредством выделения субсидий в рамках выполнения государственного или муниципального задания. Государственные, муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредителями документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного, муниципального задания бюджетными учреждениями будет осуществляться с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Также необходимо отметить, что принятие указанного федерального закона не повлечет нарушений, как уже было сказано Магомедфазилем Загидиновичем, гарантированных законодательством РФ в сфере образовательных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования. Конституционное право граждан на общедоступное бесплатное дошкольное, начальное общеосновное, общесреднее, полное, общее образование и далее гарантируется Конституцией РФ и будет обеспечено посредством финансового обеспечения выполнения государственных, муниципальных заданий государственными, муниципальными образовательными учреждениями.

Государственные, муниципальные задания будут установлены показателями эффективности объема получения услуг и результатов оказания услуг, что также создаст связь между финансовым обеспечением образовательных учреждений и качеством их работы.

Те образовательные услуги, на оказание которых государственным или муниципальным учреждениям будет установлено государственное или муниципальное задание, будут бесплатными. При этом бюджетное учреждение не вправе будет отказываться от выполнения государственного или муниципального задания.

Следует также отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 8 мая № 83-ФЗ изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией и не влечет соответствующих последствий, как при реорганизации. То есть при изменении типа государственного или муниципального учреждения вносятся только соответствующие изменения в его учредительные документы. Я прошу обратить на это внимание. Решение по изменению государственного или муниципального учреждения относится к компетенции учредителя. Также необходимо отметить, что данный Федеральный закон предусматривает внесение изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на отмену запретов предоставлять субсидии и кредиты бюджетным учреждениям. Это означает, что бюджетные образовательные учреждения смогут получать субсидии из бюджетов и бюджетной системы РФ, в отличие от действующего законодательства, которое запрещает субсидии от федерального и местных бюджетов. При этом цель – обеспечение ответственности учредителя за деятельность государственного, муниципального учреждения, сбалансированности между правами и обязанностями бюджетных учреждений. Федеральным законом устанавливаются гарантии по эффективному расходованию средств, в том числе: 
– регулируются отношения по крупным сделкам, которые могут быть совершены только с предварительного согласия учредителя;
– в открытом доступе в сети Интернет будут публиковаться финансовые документы учреждений, план финансово-хозяйственной деятельности, годовая бухгалтерская отчетность, сведения о проведении контрольных мероприятий и их результаты, а также государственные задания на оказание услуг или же выполненных работ, отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного государственного имущества.

Следует отдельно отметить, что федеральным законом не затрагиваются ограничения, установленные частью 4 ст. 61 ГК РФ по запрету признания несостоятельным, то есть банкротом бюджетные учреждения, включая образовательные. Это означает, что образовательное учреждение не может быть по закону признано банкротом даже в случае неэффективного результата своего хозяйствования, будут приниматься все необходимые меры по продолжению его работы. То есть банкротом образовательное учреждение по закону не может быть признано.

В соответствии с федеральным законом теперь муниципальные и государственные учреждения будут подразделяться на автономные, бюджетные и казенные образовательные учреждения

До 1 июля 2012 года устанавливается переходный период, который позволит образовательным учреждениям функционировать в прежнем правовом режиме. 

Не исключены потенциальные риски при введении соответствующего федерального закона. Нам необходимо совершенствовать нашу работу в направлении подготовки кадрового состава образовательных учреждений. Проблемы – отсутствие на уровне субъектов РФ нормативных правовых актов для реализации данного законопроекта, а также федеральных общеобразовательных стандартов по ступеням основного и полного образования. Работа ведется, и будет исправлен этот момент. Отмечу и слабую информированность субъектов образовательной политики относительно целей, задач и механизма процесса совершенствования правового положения образовательного учреждения.

С учетом изложенного для реализации положений федерального закона органам исполнительной власти субъектов РФ просьба принять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования государственного задания, порядок финансового обеспечения и выполнения этого задания, порядок определения объема и условий предоставлений субсидий из бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием бюджетным учреждениям в соответствии с государственным заданием государственных услуг. Также определить перечень особо ценного движимого имущества образовательных учреждений, утвердить перечни недвижимого имущества подведомственных учреждений, обеспечить повышение квалификации, профессиональную переподготовку соответствующих работников образовательных учреждений, внести изменение в уставы подведомственных учреждений и обеспечить информационное сопровождение процесса совершенствования правового положения образовательных учреждений.

Министерство образования и науки РФ выступало и будет выступать с позиции обеспечения каждого ребенка качественным бесплатным образованием, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах. Конституция РФ гарантирует всем гражданам страны бесплатное доступное школьное образование.

В целом, подводя итог задачам развития общего образования в Российской Федерации, необходимо отметить, что для успешной реализации основных мероприятий необходима четкая реализация намеченных планов не только на федеральном, но и на региональном уровне. Только в этом случае возможно достижение запланированных системных эффектов.

В заключение И.Лобанов пожелал всем успехов в новом 2010-2011 учебном году.

Выступивший затем Председатель Правительства РД Магомед Абдулаев также поблагодарил за постоянное внимание со стороны Федерального центра и руководства СКФО к проблемам развития образования республики: «Сегодня прозвучали разные точки зрения, высказаны интересные идеи, даны оценки состояния, отмечены приоритеты этой работы, были представлены конструктивные предложения, касающиеся организационного, правового и информационного обеспечения системы образования Дагестана, укрепления материально-технической базы школ и внедрения новой системы оплаты труда учителей, содержательного дополнения образовательных программ, преподавания общеобразовательных дисциплин, в том числе регионального компонента, повышения качества школьного образования и многих других вопросов дагестанской школы.

Особое внимание будет обращено на сельские школы, потому что в Дагестане около 70 проц. школ находятся в сельской местности. Поэтому нам очень важно улучшить материально-техническую базу сельских школ и повысить квалификацию учителей, которые работают в этих школах

Для нас образование является одним из важнейших приоритетов государственной политики. Мы понимаем, что без модернизации образования невозможно добиться серьезных изменений в экономической, политической, социальной, духовной жизни дагестанского общества. В республике за последние годы благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» удалось немало сделать для укрепления материально-технической базы и повышения качества школьного образования. Все школы республики подключены к сети Интернет, развивается сеть инновационных образовательных учреждений, расширяется использование современных технологий, действует программа дистанционного обучения детей-инвалидов, лучшие учителя получили значительные премии за классное руководство. В то же время нельзя сказать, что система образования отвечает всем современным требованиям, соответствует потребностям общества и государства. Более половины учреждений образования располагаются не в типовых, а в приспособленных и ветхих помещениях. Обеспеченность ученическими местами составляет 70%, большинство школ в республике работают в две или три смены. Нам необходимо довести процент учащихся во вторую смену до нормативного показателя 10% от общего числа учащихся. Для этого в республике необходимо ввести еще 142 тысячи ученических мест. Острой проблемой остается доступность дошкольного образования. Только каждый четвертый ребенок имеет возможность ходить в детский сад, тогда как в стране в среднем каждый второй. 

Годами не меняется соотношение уровня доходов работников образования и уровня заработной платы в других отраслях экономики. Учитель в республике – это человек очень небогатый, имеющий ограниченные доходы. При этом он честно выполняет свой профессиональный и гражданский долг. К сожалению, сегодня в образование приходят люди и с другой моралью, которые пренебрегают долгом перед учеником и обществом. Это очень опасная для системы образования ситуация. Введение Единого государственного экзамена вызвало всплеск коррупции, возмущений граждан, нам нужно принять меры, которые позволят пресечь злоупотребления в организации и проведении ЕГЭ, усилят ответственность управленческих и педагогических кадров в городах и районах республики.

Думаю, что нам всем необходимо обратить внимание на содержательную составляющую школьного образования. Об этом говорил на недавнем совещании в Сочи Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев, отмечая важность того, как преподается история Кавказа, история России. Главное предназначение современной школы – раскрытие способностей ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном современном мире.

Для нас образование является одним из важнейших приоритетов государственной политики. Мы понимаем, что без модернизации образования невозможно добиться серьезных изменений в экономической, политической, социальной, духовной жизни дагестанского общества

Важнейшим требованием в системе образования республики является воспитание школьника в общедагестанской и общероссийской идентичности, открытости миру, доброжелательности и уважения к другим людям, их убеждениям и ценностям. Нам всем слишком дорого обходится воинствующее невежество. Одной из приоритетных задач воспитательной работы должно стать формирование у школьников неприятия идеи экстремизма как формы отношений между людьми. Соответствующий раздел, включенный в учебный процесс в системе внеклассной работы, позволит воспитать у учащихся иммунитет к экстремистским воззрениям, привить им идеи ненасилия. Серьезное внимание в воспитательном процессе должно быть уделено вопросам профилактики наркомании в подростковой среде, пропаганды здорового образа жизни. 

Дагестан не должен оставаться в стороне от общероссийских, общемировых тенденций. Для этого нам нужны квалифицированные педагоги, инновационные методики, благоустроенные, оснащенные школы. Для решения этих задач должны быть сосредоточены усилия республиканской и муниципальной властей.

В образовании республики много проблем, мы обсудили сегодня лишь некоторые из них. Для меня очевидно, что накопившиеся вопросы требуют комплексного решения. Думаю, что наиболее целесообразным и эффективным может стать принятие программы развития образования Республики Дагестан. Эту идею поддерживает и президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Такая программа позволит сделать образование по-настоящему современным, качественным и соответствующим социальным, экономическим и духовным запросам дагестанского общества. 
Уверен, что сегодняшнее совещание внесет заметный вклад в образование республики, позволит обозначить ориентиры образовательной политики на перспективу, определить наиболее значимые задачи и настроиться на творческие поиски. Позвольте мне поздравить вас, работников образования республики, с наступающим новым учебным годом. Пожелать результативной и плодотворной работы на благо республики и России.

По итогам совещания состоялся подход к прессе, в ходе которого замминистра образования и науки РФ Иван Лобанов, курирующий республики СКФО, отметил, что ситуация в образовании Республики Дагестан является зеркальным отражением всей ситуации в РФ: «Все достижения, которые есть на федеральном уровне, и здесь очевидны. А те недостатки и моменты, над которыми надо еще работать, присутствуют и в Республике Дагестан. Хочу отметить, что для нас в 2012 году приоритетной будет работа над новой программой – приоритетный национальный проект «Образование». Также внедрение национального проекта «Наша новая школа». Впереди принятие нового закона «Об образовании». Действующий закон уже устарел, поэтому идет работа над новым законом. Просьба ко всему учительскому сообществу принять в этом процессе активное участие. Проект закона размещен на сайте Министерства образования и науки РФ. Все замечания и предложения активно принимаются. Будем рады, если замечания поступят из Республики Дагестан.

В рамках проекта «Наша новая школа» существует масса мероприятий, которые будут полезны и обогатят образование республики. Нужно обратить внимание на то, что не на последнем месте стоит учительство. В материальном плане это немного другая зона ответственности, я имею в виду федеральный закон. Самое главное – поддержка статуса учителя. Это заложено в этой программе.

Очень важно для Республики Дагестан поддержать малокомплектные школы. До последнего момента шла оптимизация, то есть закрытие малокомплектных школ. А сейчас меняется менталитет, мы понимаем, что, закрывая малокомплектные школы, у нас возникают некоторые проблемы, которые надо решать. В любом случае приниматься решение будет региональными местными властями, но здесь будут учитываться все факторы: наличие школ в соседних регионах, возможность доставки школьников на автобусах и других видах транспорта. Здесь мы будем более тщательно подходить к этому процессу. Оптимизация не должна означать закрытие школ».

Председатель Правительства РД Магомед Абдулаев добавил, что «Наша новая школа» – это национальный проект. В рамках этого проекта в республике разрабатывается программа развития образования, где учтены все требования, которые отражены в национальной программе, – улучшение материально-технической базы школы, поддержка учителей. Особое внимание будет обращено на сельские школы, потому что в Дагестане около 70 проц. школ находятся в сельской местности. Поэтому нам очень важно улучшить материально-техническую базу сельских школ и повысить квалификацию учителей, которые работают в этих школах». 
Конференция приняла рекомендации августовского совещания работников образования РД.

 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»