X
07:04 09.09.2008

Национально-региональный компонент как фактор национального самосознания

В Послании Президента Республики Дагестан М.Г. Алиева Народному Собранию РД дан глубокий анализ социально - экономического и политического состояния Дагестана и определены стратегические направления его развития. В нем особо подчеркнута необходимость сохранения и дальнейшего развития научно — образовательного и духовно — культурного потенциала общества. Одной из актуальных задач в образовательной политике государства является гармоничное сочетание федерального и национально-регионального компонента: преподавание истории народов, сохранение и развитие традиционного образа жизни, самобытных культур, языков. Об этом свидетельствуют различные законы, постановления об образовании, принятые на федеральном и республиканском уровне. Важно в учебных планах вузов, средних специальных учебных заведений и школ закрепить равноправие истории Дагестана с федеральными дисциплинами.

Знание родной истории необходимо каждому человеку, чтобы он не потерял связи со своим народом, с национальной культурой, обычаями. И национально-региональный компонент направлен на развитие и духовно-нравственное становление личности обучающегося, приобщение его к историческому и культурному наследию. Одной из дисциплин национально-регионального компонента является история Дагестана, которая играет важную роль в развитии и духовно-нравственном становлении личности.

Прошлое Дагестана — это история многочисленных народностей и этнических групп, уходящая в глубь веков. И ее изучение способствует освоению исторических традиций родного народа (общества), интегрированию в государственную целостность, идентификации себя как граждан страны.

Волна интереса к родной истории, резко поднявшись в середине 80-х гг. ХХ в., продолжает держаться на весьма высоком уровне. Как сказано в «Учебных стандартах РФ», национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие.

В содержании образования, в учебных планах должен быть предусмотрен курс истории региона с целью формирования устойчивой ценностной основы прошлого народа. Иными словами, необходимо осознать и обозначить более четко ту роль, которую призван играть национально-региональный компонент содержания образования.

В связи со множеством деклараций, звучащих сегодня, создается представление, что существование и внедрение в практику образовательных учреждений национально -регионального компонента — факт состоявшийся. Однако это далеко не так. Сегодня пока можно в той или иной степени говорить лишь об элементах национально — регионального компонента в образовании, но не о целостной системе.

Преподавание истории Дагестана — один из способов сформировать у учащихся и студентов представление об истории как о живом процессе, придать историческим знаниям большую конкретность и значимость, пробудить интерес к прошлому. Народы Дагестана имеют древнюю и богатую историю. И курс истории Дагестана делает явной, зримой связь локальной, региональной истории с историей Отечества, с событиями всемирного масштаба, помогает школьникам и студентам ощутить смысл понятия «историческое пространство». Поэтому необходимо принять меры по улучшению преподавания истории Дагестана в школах, в средних специальных и высших учебных заведениях, колледжах. Этого требует время. Если что-то дала перестройка, то это возможность преподавать историю своей республики, своего края, в школе, вузе. В свою очередь,  дагестанская школа, реформируясь быстрыми темпами, обновляет содержание образования, предъявляет повышенные требования к содержанию образования, к уровню подготовки учителей, четкой коррекции специализации подготавливаемых педагогических кадров.

Новые подходы к историческому образованию, в частности, к преподаванию истории Дагестана, нуждаются в подкреплении эрудированными, высококвалифицированными и всесторонне образованными педагогами. Для решения этой задачи вузы республики обладают необходимым научно-педагогическим потенциалом.

Школы республики ежегодно пополняются педагогическими кадрами по историко-обществоведческим дисциплинам. Среди молодых специалистов немало теоретически и методически подготовленных специалистов, способных творчески работать с учащимися, реализуя реформу системы образования, нацеленную на развитие ребенка с опорой на национально-региональный образовательный компонент, культурные традиции народов Дагестана, общечеловеческие ценности, плюрализм и свободу человека.

Но преподавание истории Дагестана должно стать обязательным не только в школах, но и во всех учебных заведениях, включая и коммерческие. Дело в том, что большинство выпускников учебных заведений не имеют понятия об историческом прошлом дагестанских народов. Это отрицательно сказывается на всех сторонах духовной жизни молодого поколения, задерживает формирование современного, здорового общедагестанского сознания. Конечно, добиться желаемых результатов в среде общественного самосознания — дело не одного года. Однако начинать эту работу следует сейчас, с нынешней молодежи — завтрашней национальной интеллигенции, активно формирующей общественное сознание Дагестана. Первоочередными задачами в этом отношении являются такие, как отбор учебного материала, создание программ, учебников и учебных пособий по истории республики. Ученым республики, преподавателям вузов необходимо принимать активное участие в создании учебников, — учебно-методических пособий по истории Дагестана. Представляется необходимым дальнейшее уточнение и переосмысление учебника по истории Дагестана ряда категорий. В частности, вопрос о социально-экономических формациях.
История Дагестана немыслима без истории всех его народов, так же, как и истории отдельных дагестанских народов вне истории всего Дагестана. Более того, предки народов Дагестана, по мнению антропологов, археологов, языковедов, произошли от одного корня. Единство происхождения народов Дагестана — факт бесспорный и доказанный в науке.

В школах Республики Дагестан накоплен определенный методический опыт раскрытия содержания усовершенствованной программы и реализации ее требований в практике преподавания истории республики. Использование дидактически обоснованных межкурсовых и межпредметных связей является одним из требований усовершенствованной программы. Важно решение познавательных задач при обучении истории древнего мира, средних веков, новой и новейшей истории. Следует более углубленно освещать в дагестанской исторической литературе темы, связанные с взаимоотношениями народов Дагестана с внешним миром. Исторически дагестанские народы всегда тяготели к Востоку и были связаны с древнейшими цивилизациями Передней Азии.

У дагестанских народов немало деятелей науки, культуры, о которых почти ничего не знают не только учащиеся и студенты, но и остальные слои населения. Нельзя преувеличивать историческую роль одних личностей, напротив уменьшая других, а то и вовсе оставлять явления, факты людей за бортом книг и статей. В настоящее время необходимо усилить внимание к людям, как творцам истории, и включать в оборот новый дидактический материал. Учитель-историк не имеет права обходить острые проблемы и углы истории Дагестана. А некоторые труды историков стали испытывать дефицит правды. В процессе изучения истории необходимо развить способность учащихся к объективной оценке событий и поступков людей. С этой целью необходимо отойти от узости и односторонности в изучении событий, эпох, от идеализации исторической информации.

Значение национально-регионального компонента огромно в консолидации, единении российского общества. С целью изучения истории родного края необходимо организовывать музеи, создавать кружки. Всей этой работой учителя истории способствуют привитию учащимся элементов исследования.

Следует рекомендовать учащимся составление рефератов, докладов по истории Дагестана. Для успешного использования материала по истории Дагестана, учителям необходимо глубокое знание истории края. Они должны организовать поисково-исследовательскую работу с учащимися по изучению местной истории, возбудить интерес к семейным архивам, преданиям, легендам, любовь к родной истории.

Понятно, что обновление исторического образования в школе не должно носить характер разовой кампании. Потому что это очень сложное дело. Мало написать учебник для школы или для вуза, к нему необходимы методические разработки, программы, хрестоматии, словари и т.д. Пути реформирования преподавания истории Дагестана в школе и в вузе включают создание педагогической технологии, отвечающей требованиям развивающего обучения, изменение подходов к изложению материала по этому предмету в плане усиления его историографичности и увеличения количества часов.

Государственная дума РФ IV созыва по инициативе Министерства образования и науки РФ на своем заседании в ноябре 2007 приняла Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», основной сутью которого является отмена существовавшей до этого трехкомпонентной модели организации содержания образования в общеобразовательных школах и усиление роли федерального компонента. И если раньше национально-региональный компонент, наряду с федеральным, носил обязательный характер, то после принятия указанного закона обязательным компонентом остается только федеральный. И руководители образовательных учреждений оказываются перед дилеммой: либо сохранить в учебным плане дисциплины национально — регионального компонента, либо, пренебрегая чувством национальной гордости, национального самосознания, передать эти часы на профильное обучение, т.е. на предметы федерального компонента, по которым намечается единый государственный экзамен.

В связи с изложенным важно восстановить в учебных планах часы по истории Дагестана и сохранить баланс между федеральным и национально -региональным компонентами. И если не будут приняты необходимые действенные меры со стороны министерств, руководителей компетентных учреждений, всех тех, кто причастен к этому по обеспечению условий для организации изучения своей истории, то это может нанести урон языковой политике в Дагестане.

Создание же условий для улучшения преподавания дисциплин национально — регионального компонента, в частности, истории Дагестана, будет способствовать дальнейшему продвижению учебно-воспитательного и научно-исследовательского процесса в школах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Статьи из «Политика»

Важно, чтобы работа не была формальной

12
Вчера в Махачкале прошла сорок четвертая сессии...

Грозная доблесть

140
На уже полюбившейся всем махачкалинцам новой набережной в Редукторном поселке состоялось...

Важнейшая миссия

5
Всероссийская муниципальная премия «Служение» учреждена по поручению Президента в 2023 году....

Доверие народа надо оправдывать

64
Султан Хамзаев – один из самых активных депутатов...

Реагируя на вызовы времени

12
Торжественное мероприятие по случаю 30-летия НС Дагестана стало, пожалуй, одним из ярких...

Мы пишем летопись Победы!

56
С первых же дней начала спецоперации на Украине журналисты «Дагестанской правды» начали...

30 лет служения народу

30
От эффективности законотворческой деятельности народных депутатов Дагестана во многом...

Реформа направленного действия

29
День местного самоуправления – российский...

Курсом развития

34
Сегодня, 18 апреля, исполняется 30 лет со дня начала работы Народного Собрания Республики...

Здравствуй, Согошка!

50
Участник СВО Сайгидмагомед вырос у меня на глазах. Я горжусь, что мои «Уроки доброты и...

Сердце матери

41
– Вай! – раздалось в телефоне, – Украина забрала моего сына…

В памяти народной

17
Знаменитой на весь мир песней «Журавли» композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова...