О чём спросим Главу Дагестана?
Завтра Глава республики Сергей Меликов в прямом эфире в очередной раз ответит на вопросы дагестанцев. Трудно сказать, это случайное совпадение или же дата подобрана специально – и в прошлом году прямая линия состоялась 29 ноября.
«Я попросил провести прямой эфир именно сейчас, потому что мы продолжаем работу над бюджетом и вполне возможно, что ряд вопросов найдет своё отражение в бюджете на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов», – пояснил тогда Сергей Меликов, говоря о запланированной работе. А ведь ситуация в этом году зеркально повторяет прошлогоднюю – и в эти дни идёт активная работа по бюджету следующего года.
Тогда за три часа эфира руководитель республики ответил почти на 40 озвученных вопросов. Но их, вопросов, было на два порядка больше. «Прямая линия не заканчивается реакцией только на прозвучавшие здесь вопросы. Мы отработаем все обращения. В ближайшее время, как это было сделано в прошлом году, проинформируем всех граждан о сроках решения их вопросов», – сказал Глава республики.
Что касается содержания вопросов, то их тематика также практически не меняется. Они касались реализации в республике программы догазификации, поднимались проблемы в части электроснабжения и водоснабжения, вывоза мусора, оказания специализированной помощи инвалидам, в том числе расширения проекта социального такси, перехода на безналичную систему оплаты услуг и товаров, в частности в сфере туризма, качества обслуживания многоквартирных домов и состояния придомовых территорий, работы управляющих компаний и ТСЖ, особенно в новостройках.
В ходе эфира Глава Дагестана рассказал о строительстве магистрального водовода «Чиркей – Махачкала – Каспийск», который позволит обеспечить питьевой водой более 900 тысяч человек. Сейчас, как известно, проект находится на активной стадии реализации. Реализуется также новая концепция развития дорог и транспортного комплекса, о которых говорил Сергей Меликов во время прошлогоднего телеэфира.
Повторим: во время прямого телеэфира к руководителю республики поступают тысячи вопросов. В этой связи мы уже отмечали, что из них только незначительная часть находится в компетенции руководителя республики, больше 90 процентов вопросов должны были найти решение на уровне муниципалитетов, министерств, ведомств. Вот почему практически на каждом совещании по актуальным вопросам Глава РД акцентирует внимание на том, как органы власти реагируют на обращения граждан. Если сегодня проблему выслушают на месте и решат, то завтра не будет необходимости обращаться к руководству республики, а то и на федеральный уровень.
А о том, что чиновники на обращения граждан не всегда реагируют должным образом, Глава Дагестана тоже говорил. На одном из совещаний он сказал: «На прошедшем на днях приёме граждан, читая ответы, которые направлялись жителям нашей республики представителями органов власти, я отметил для себя, что все они написаны как под копирку. Чиновники, в том числе на уровне муниципалитетов, даже не вникают в вопросы и откладывают их решение из года в год. Я обращаюсь ко всем: не давайте людям пустых обещаний! С каждым в отдельности нужно беседовать и давать объективные ответы, заниматься реализацией этих обращений».
Услышали чиновники это обращение (читай: требование) или нет, покажет завтрашний день. Если дагестанцы снова завалят Главу вопросами, решение которых находится в компетенции муниципальных властей или органов республиканской власти, можно сделать вывод, что ничего не изменилось. Если же будут превалировать вопросы, касающиеся всех дагестанцев и решение их находится в компетенции руководства республики, то это будет означать, что чиновники услышали Главу.
Последние данные, доступные на момент написания этих строк, говорят о том, что на горячую линию поступило около тысячи вопросов. Конечно, цифра далеко не окончательная, сегодня-завтра можно ожидать взрывной активизации, да и во время эфира остаётся возможность дозвониться в студию и задать свой вопрос. Но тенденция снижения количества обращений и перехода их в качество налицо.
По данным Министерства цифрового развития РД, в этом году по темам обращений лидерство захватили вопросы благоустройства и комфортной среды, строительства жилья, ремонта и содержания дорог, социальной защиты и поддержки населения.
Самым востребованным каналом связи для жителей стал колл-центр, принявший больше половины поступивших звонков. За ним следуют обращения на сайте Главы РД и в социальных сетях. Что касается географии сообщений, то здесь лидирует Махачкала, за ней следуют Каспийск, Дербент, Хасавюрт, Дербентский и Кизлярский районы. Можно сказать, что вопросы поступают практически из всех муниципалитетов. И касаются они всех сфер социально-экономической и общественно-политической деятельности нашей республики.
Напомним, прямую трансляцию можно будет посмотреть 29 ноября на телеканалах РГВК «Дагестан», ГТРК «Дагестан», ННТ, а также в Telegram-каналах Главы республики и РГВК «Дагестан».