О «нефтяных» налогах и тримаранах

Вчера состоялось заседание Экономического совета при Президенте РД. Открыл и вел его председатель совета Ахмед Гиндиев. С информацией по первому вопросу – о ситуации с налогообложением в сфере производства и реализации нефтепродуктов в Дагестане выступил депутат НС РД, член Экономического совета Шамиль Исаев. Он отметил, что, по данным Управления Ростехнадзора по РД, в 2007 году, на территории республики, зарегистрировано 11 предприятий и 3 индивидуальных предпринимателя по переработке, перевалке и хранению нефтепродуктов с общей проектной мощностью 695 тыс. тонн.
По информации УФНС РФ по РД, в 2007 году акцизы на ГСМ уплатили всего четыре предприятия (ООО «Каспий-1» (59% от общих поступлений), ООО «Транстек», ООО «Нафта», ООО «Дагпетрол»). Из них только ООО «Каспий-1» осуществляло производство подакцизной продукции, при этом уровень использования производственной мощности составил 52,3 процента. Остальные предприятия показывают производство не подакцизной продукции в малых количествах (недоработанное дизельное топливо, мазут и печное топливо) или представляют нулевые балансы.
По информации УФК по РД, на 1 октября 2007 года в республиканский бюджет РД поступило акцизных сборов в объеме 274,6 млн. рублей. — Проведенный анализ, — сказал Ш.Исаев, — свидетельствует, что одно из функционирующих в республике нефтеперерабатывающих предприятий только в 2007 году показало объемы производства и уплачивало налоги. Деятельность остальных остается в тени.
Проверки в 2006-2007 годах выявили 52 факта врезки в магистральный нефтепровод «Баку — Грозный — Тихорецк — Новороссийск», что говорит о наличии на территории республики устойчивых каналов сбыта через незаконные установки по переработке нефти.
Одновременно МВД по РД сообщает, что краденая нефть зачастую перерабатывается и на зарегистрированных нефтеперерабатывающих заводах.
При условии загрузки мощностей нефтеперерабатывающих предприятий республики в среднем на 50 % во все уровни бюджетов РД в 2007 году дополнительно было бы мобилизовано только акцизов более 200 млн. рублей.
По данным МВД по РД, в республике функционируют 781 АЗС, что на 331 больше данных, приведенных Управлением Ростехнадзора по РД (450). Такое значительное расхождение по числу зарегистрированных заправок, с учетом наличия только у 37 из них соответствующей лицензии на право эксплуатации взрывоопасного объекта, вызывает сомнение в том, что остальные АЗС не функционируют. Розничная торговля ГСМ осуществляется через АЗС, 70 проц. которых принадлежат физическим лицам, 30 проц. — юридическим лицам.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РД, за первое полугодие 2007 года произведено в республике 12 тыс. тонн дизельного топлива, 20,3 тыс. тонн мазута топочного. В то же время, по информации Минпромтранссвязи РД, в первом полугодии 2007 года только ООО «Транстек» произведено 15 тонн бензина прямогонного, 135 тонн дизельного топлива, 138 тонн мазута. Эти данные в статистической отчетности не отражены.
С 1 января 2007 года, согласно внесенным в законодательство изменениям, лица, занимающиеся оптовой, оптово-розничной и розничной реализацией нефтепродуктов, плательщиками акцизов не являются. Плательщиками акцизов являются только те лица, которые занимаются реализацией произведенных ими нефтепродуктов.
Большинство АЗС применяют упрощенную систему налогообложения, уплачивая при этом всего около 15 млн. руб., тогда как элементарный подсчет показывает, что они должны были уплачивать порядка 700 млн. рублей.
Ш.Исаев отметил, что отсутствие налаженной, достоверной статотчетности и соответствующего контроля за производством и оптовой торговлей нефтепродуктами со стороны МВД РД, Управления ФНС России по РД, Управления Ростехнадзора по РД и Минпромтранссвязи РД способствуют злоупотреблениям в сфере производства и реализации нефти и нефтепродуктов.
Не обошлось и без дискуссии. В итоге ситуация с налогообложением в сфере производства и реализации нефтепродуктов в республике признана неудовлетворительной. Для ее выправления будет создана межведомственная комиссия с участием представителей Экономического совета при Президенте РД, МВД РД, Управления ФНС РФ по РД, Министерства промышленности, транспорта и связи РД, Управления Ростехнадзора по РД, территориального органа федеральной службы госстатистики по РД и других министерств и ведомств.
Вторая часть заседания была посвящена обсуждению перспективы создания и развития в Дагестане судостроительной отрасли и конкретно-транспортного тримараностроения как важного элемента развития коридора МТК «Юг-Север». Доклад члена Экономического совета, известного изобретателя Гамида Халидова внес полную ясность.
Стратегический курс на использование на самых протяженных в мире внутренних водных путях судов нового типа — скоростных транспортных тримаранов класса «река» и «река-море» может дать целый ряд решающих преимуществ в успешной реализации проекта «Юг — Север», уверен докладчик.
Транспортные тримараны изменят современный облик морских и речных портов. Занимаемая ими площадь значительно уменьшится, так как резко уменьшится потребность в перевалке грузов. Большинство из них будет загружаться прямо с колес (автомобильного, железнодорожного транспорта) в барконы — секции, стоящие в воде у причала. Подчеркнул Г.Халидов новые геополитические и экономические моменты, которые делают проблему возрождения Волги как хозяйственного комплекса абсолютно настоятельной.
Г.Халидов подчеркнул, что страны «южного пояса» остро заинтересованы в импорте самой разной российской продукции: от гвоздей и досок до станков и двигателей, от торфа и древесных отходов до химических удобрений и пластмасс. Это — громадный рынок российской продукции, которую мы тщетно пытаемся «пробить» в Западную Европу и США.
И если при этом Россия сможет выставить на Каспийское море и Волгу качественно новые суда, обеспечивающие небывало высокие скорости перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, успешное развитие транспортного коридора «Юг — Север» гарантированно.
По этой причине имеют хорошую перспективу транспортные тримараны речного класса и класса «река-море» в деле возрождения системы внутренних речных перевозок. Одной из главных проблем, препятствующих росту скорости речных перевозок, является разрушение береговой линии волнами, образующимися от корпуса судна и его винта. Применение речных транстримов снимает эту проблему, а значит, позволит поднять скорости перевозок грузов и их востребованность.
Российский приоритет подтвержден 54 запатентованными изобретениями в РФ и 2 международными заявками. Важно, чтобы они были востребованы в родном Отечестве и послужили его возрождению. Но пока наблюдаются активные разработки транстримов за рубежом.
За последние три года мировой спрос на тримараны как военного, так и гражданского назначения растет очень быстро. Приходит понимание того, что концепция тримарана является единственной технологией, способной дать действительно эффективные высокоскоростные суда, которые по своим мореходным характеристикам в разы лучше своих однокорпусных и двухкорпусных предшественников. И именно эти суда нового поколения будут находиться в авангарде будущего мирового военного и гражданского флотов.
Докладчик, говоря о нашей стране, признал, что мы уже отстаем в этой области на 10-15 лет. Создалась ситуация, когда зарубежные морские суда не только обслуживают наши внешнеэкономические связи, но и готовы занять нишу разваливающегося внутреннего водного транспорта России.
Россия, претендующая на роль глобального игрока, не может не иметь передового флота как морского, так и речного. Грузовые и грузопассажирские транспортные тримараны обеспечат конкурентоспособность российского морского транспорта в мире, увеличат экспорт услуг отечественных судоходных компаний, обеспечат эффективное развитие смешанных перевозок грузов с участием морского и других видов транспорта, повысят безопасность морских перевозок, что позволит занять им достойное место в мировых морских перевозках.
Высокоскоростные речные транстримы способны возродить внутренний водный транспорт России и экспортироваться в Европу и в Америку.
Круизные высокоскоростные пассажирские и грузовые тримараны класса «река-море» Каспийского региона позволят предложить такой уровень скорости и надежности доставки грузов, что существенным образом повысит востребованность транспортного коридора «Юг-Север» и переориентировать значительную часть мировых грузопотоков через нашу страну. А это — десятки миллиардов долларов!
В течение года были образованы три крупных судостроительных холдинга в Петербурге (Запад), Мурманске (Север), Владивостоке (Восток). Указом Президента РФ была организована «Объединенная судостроительная корпорация», первым шагом которой стало объединение оставшихся в стране конструкторских бюро. Выделяется объем финансирования на уровне объема финансирования космической отрасли. Полным ходом идут разработки перспективных направлений судостроения. Транспортные тримараны у России должны быть, и они будут, оптимистично завершил Г.Халидов.
На заседании было решено создать рабочую группу для подготовки предложений по созданию и развитию в Дагестане транспортного тримараностроения.
Статьи из «Политика»
Суджа: точка отсчёта

Проблемы роста

Меняем шерсть на кожу

Первым делом – подготовка

Всё решается в правовом поле

Строим страну возможностей

Триумф и падение Европы

Слепые? Глухие? Тупые?
