…Он торопился жить
Он очень торопился жить, словно чувствовал, что отмерено ему немного. Даже ступеньки в доме перешагивал через две, чтобы быстрее. Кумсият Аппасовна закрывает глаза и словно видит своего Магомеда, бегом спускающегося по лестнице со второго этажа.
– Сынок, не спеши. Неужели нормально спуститься не можешь?
– Аба, времени нет, меня ждут великие дела.
Его действительно ждало великое дело. Дело, за которое он отдал свою жизнь, – защита Родины.
Магомед Абдуллаев (на снимке) родился в селении Кубачи Дахадаевского района 24 сентября 1994 года. Веселый, шустрый, смешливый. У него всегда было много друзей. Любили односельчане этого вихрастого пацана за его юмор, смешинки в глазах, легкий нрав. Отец Омарасхаб любил повторять: «Нашего Магу в Африку закинешь – он и там друзей себе найдет», а мама только улыбалась в ответ, с гордостью глядя на своего первенца, свое личное солнышко.
– У нас с сыном была какая-то связующая ниточка. Мы очень тонко друг друга чувствовали, – рассказывает Кумсият Аппасовна. – У меня есть еще дочь и сын, но Магомед был особенным. Может, потому, что первый, не знаю. Скорее друг, чем ребенок. Наверное, потому, что быть мамой я училась вместе с ним. Стыдно признаться, но я совершенно спокойно воспринимала, если болели младшие дети, но если болел он – начинала болеть сама.
Учеба в школе парню давалась легко. И совсем не потому, что мама была завучем в этой же школе. Скорее, наоборот, к нему требований было даже больше. Просто нравилось ему учиться. И спортом заниматься нравилось.
Когда после окончания юрфака ДГУ Магомед подписал контракт с Каспийской флотилией, командование определило его в морскую пехоту. И не ошиблось. Магомед дважды участвовал в «Армейских играх», защищая честь флотилии на Международных соревнованиях во Владивостоке и Калининграде, и занимал призовые места.
Вот и в начале 2022 года он готовился к соревнованиям. А попал в боевую командировку.
О том, что находится в зоне СВО, родителям не говорил до последнего. Даже когда они, узнав правду от родителей другого парня – односельчанина, служившего вместе с ним, позвонили и спросили «в лоб». Отшутился: «Какие бои, вы что? Я в Новороссийске в кафе. Сижу, чай пью».
Что за «чай» пил их сын, Абдуллаевы узнали, когда танк Магомеда подбили и отправили в Джанкой на ремонт.
– Я сразу собрала вещи, и мы с невесткой Альбиной поехали в Крым, – вспоминает мама бойца. – Он все шутил, смеялся, был такой веселый. Говорил: «Аба, даже переживать не вздумайте. Вы же знаете, я быстро бегаю, пуля меня не догонит. И вообще, у нас знаете какая армия? Ого-го! Что нам эти нацики?! Раздавим, как вшей!» И я успокоилась. Подумала, наверное, действительно не все так страшно. Даже представить себе не могла, что вижу дорогое лицо в последний раз. Все корю себя за то, что не почувствовала, не поняла, что это наша последняя встреча…
5 мая 2022 года Магомед позвонил жене и матери и сказал: «Два дня не смогу выходить на связь. Вы не волнуйтесь».
– Мы с невесткой поговорили, решили, ну, раз заранее предупредил, переживать не будем. Будем ждать. А вечером следующего дня мужу кто-то позвонил, и он сразу вышел из дома. Меня словно током ударило. Вышла за ним вслед. А он с соседом разговаривает. Спрашиваю, что случилось? «Ничего, – отвечает. – Вот сосед пришел, просит помочь машину починить». А на следующий день сказал, что танк Магомеда снова подбили и других известий пока нет.
Восстанавливая хронологию тех страшных дней, Кумсият Аппасовна закрывает глаза и замолкает. И только слезы текут по ее лицу…
На следующий день Омарасхаб Абдуллаев сказал жене, что поедет в Ростов, может, сын в госпитале где-то, а сам искал его по моргам. В тот вечер он скрыл от жены, что позвонили ему с неизвестного номера и сказали: «Магомед убит. Его тело отправили в Ростов».
Знали об этом односельчане. Знали родственники. Только мать не знала.
– Я пришла на работу. А учителя при виде меня вдруг начали расходиться из учительской. Сейчас думаю, как я могла на это внимания не обратить? А тогда… Потом подошел коллега, поинтересовался, как я себя чувствую. У меня онкология. Я думала, поэтому спрашивает. А он просто не знал, как мне сказать, что нет больше моего мальчика…
15 мая Магомеда привезли домой. Плакали все – от мала до велика. Друзья-сослуживцы рассказывали, что, когда его кто-то уговаривал покинуть часть, вернуться домой, он сказал: «Моя мама всю свою жизнь учит детей. Ее все уважают. Если я стану дезертиром, как она смотреть детям в глаза будет?»
Он сделал все, чтобы его родители не прятали взгляда от стыда. Чтобы гордились.
Кавалер ордена Мужества Магомед Омарасхабович Абдуллаев похоронен в родном селении Карбачимахи. Светлая память тебе, Герой!