X

Предвыборные обещания: обязательны ли к исполнению?

Раньше как было? Кандидат в депутаты составлял свою программу действий, с ней он выступал перед избирателями. А те в свою очередь давали какие-то наказы. Народный избранник отчитывался о ходе их исполнения.

Ныне всё не так. В Госдуму одна половина депутатов избирается по партийным спискам, другая – в одномандатных округах в условиях конкуренции, и у избирателей появляется теоретическая возможность дать будущему кандидату какие-то наказы. Или же кандидат может наобещать с три короба.

Но об этих обещаниях он, став уже депутатом, может напрочь забыть. И за это ему ничего не будет. Такое положение дел устраивает не всех народных избранников. Недавно депутат Госдумы Олег Нилов внес в парламент страны законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за неисполнение предвыборных обещаний.

Как пишет депутат к пояснительной записке к законопроекту, «невыполнение предвыборного обещания определяется как непринятие лицом, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, всех зависящих от него мер для обеспечения выполнения предвыборной программы. Речь идет о конкретных обещаниях, поскольку аморфные и неопределенные по своему характеру предвыборные обещания (например, «сделать жизнь в России лучше», «стараться действовать в интересах народа») являются предвыборными обещаниями лишь в бытовом смысле: их невыполнение не будет влечь предусмотренных статьёй неблагоприятных юридических последствий, так как они лишь косвенно соотносятся с институтом легально закреплённых полномочий (прав) лица, занимающего выборные должности».

Однако в своем официальном отзыве на этот законопроект Правительство России указывает, что «формализация указанной обязанности с установлением уголовной ответственности за невыполнение предвыборного обещания с использованием неконкретизированных оценочных формулировок «непринятие всех зависящих от него мер», «четко определенное данное в безусловной форме обязательство», «совершить в будущем» допускает широкие пределы усмотрения и может привести к произвольному правоприменению».

Кроме того, в отзыве отмечается, что депутат предлагает внести изменения в Уголовный кодекс, однако в пояснительной записке не приводятся ни статистические данные, ни другие сведения, обосновывающие криминализацию неисполнения обещаний. Исходя из этого, в поддержке законопроекта Правительство РФ отказало.

Статьи из «Парламентская страница»