Простые и понятные истины
Вот мы снова отмечаем День единства народов Дагестана. Не всегда задумываясь, что единство – емкое, всеобъемлющее понятие, связывающее корневой основой с тем, что зовется голосом крови, земли, а еще сознание, что это то, во имя чего отдашь, не пожалев, жизнь. Оно, словно бурная река, что столетиями проносится по глубокому руслу, испытывая его на прочность и проявляя несгибаемость, навсегда связано с характером народа, проявляющимся в незыблемом кодексе чести вольных горских обществ, обладающих особой формой государственного устройства. А это и ныне может служить примером власти демоса, обретающего силу духа в самые трудные времена.
Прослеживая общность глубинной природы дагестанского народа, диктующую особый жертвенный порыв, во все времена одолевающий напасти, дивишься, что даже самая страшная сила не в состоянии была противостоять единству народа, не поддающегося никаким угрозам, готового биться до изнеможения, чтобы победить или умереть непокоренным. Оно берет начало с тех времен, когда в середине восемнадцатого века непобедимый персидский полководец Надир-шах двинулся на Кавказ со стотысячной армией, уверенный в том, что вмиг покорит крохотный клочок земли. Но на границе с Андалалом, в местечке под названием Хициб, владелец мира потерпел поражение, о чем свидетельствует эпос, запечатлевший в поэтическом повествовании необыкновенный подъем народа, собравшего под свои знамена живущие на исторической земле многочисленные этносы, влившиеся в боевые дружины. Это была великая битва, продолжавшаяся пять дней в огне, густом дыме, окутывающем вражеские орудия… Вместе с мужчинами сражались женщины, погибая наравне с воинами. Это был высокий подвиг, оказавшийся не просто олицетворением, но и символом края, взять силой который невозможно и через века. Став стратегическим мостом между Западом и Востоком, Дагестан и ныне остаётся южным российским форпостом.
Получившая жизнь на Третьем съезде народов Дагестана, эта дата закрепила формулу единства в многообразии, необходимом в смутные времена, когда мнимые ценности пришли на смену подлинным, выработанным веками, когда гражданские войны превратились в обыденность, а суверенизация оказалась разменной монетой в играх многоликих политиков, торговавших своей страной оптом и в розницу. Но и тогда дагестанцы, не поддавшись на уговоры бородатых дервишей, остались административной российской единицей, не допустив раскола на Кавказе, а значит, надвигающегося распада страны. Да, это далось страшной ценой, потерей целого пласта молодого поколения, оказавшегося на распутье в условиях невнятных тезисов, размытых декларативных призывов правителей безвременья, бездумно разбрасывающихся историческим наследием своей страны. И сегодня, пытаясь разобраться в допущенных на переломном этапе идеологических просчетах, осознаешь, что будущее страны в руках тех поколений, кто должен распорядиться конституционными новациями, дать старт духовно-нравственным ориентирам, диктуемым новыми реалиями. Но одно должно оставаться неизменным – скрепы российской государственности, исторически сложившиеся реалии, от которых мы не имеем права открещиваться. Слишком многое поставлено на кон, и рисковать мы не имеем права, идя на поводу навязываемых нам западных идеологем, следуя так называемым европейским ценностям. Мы испытали на себе все тяготы переходного периода как гражданских, так и информационных войн, сыгравших злую шутку с теми, кто оказался плененным демократизацией насилия, духовного обезвоживания, межнациональной травли, превратившей бывшие советские республики в противостоящие друг другу силы.
Так можно ли быть уверенным, что, определяя ориентиры будущего, общество выработало устойчивый иммунитет против пресловутой глобализации экстремизма, терроризма, отдающих сердечной болью под лопаткой, вновь и вновь переживая время, ставшее проклятием потерянного поколения, оказавшегося в молохе социального переустройства? Научилось ли общество терпеливо и мудро отвечать на вызовы современного мира? Было бы наивным полагать, что вопросы эти решаемы одномоментно. Очевидно, что борьба с этими явлениями будет носить долговременный характер с учетом реалий открытого мира, существуя в котором необходимо выработать механизмы противостояния идеологическим войнам в борьбе за молодое поколение. И нельзя сказать, что мы эту войну проиграли, нет, но научились, пусть и не всегда, зеркально срабатывая, выявлять и предупреждать то страшное, что заставляет пристально вглядываться в бесстрастные лица поколений, оказавшихся в духовном переплете, из которого так трудно выбраться. Мы говорим о главном, что не должны упускать время, предупреждая болезнь и не допуская рецидива. И здесь необходимо не усложнять, а, обращаясь к опыту прошлого, культивировать ту неистребимую любовь к Родине, что не раз помогала крохотному краю противостоять силам, завоевывающим мировое пространство.
Сегодня люди должны знать, что они строят, куда идут. И нам нужна та объединяющая ось, на которую нанизывается прошлое, настоящее, будущее. И эти истины должны пропагандироваться как семьей, так и школой, вузом, как это было в прежние времена
Идеология духа огромной страны купируется в испытаниях, делая нас крепче, как это было в 1999-м, ставшем моментом истины. Тогда мы стали монолитом, объединившим армию и народ. Но и сегодня люди должны знать, что они строят, куда идут. И нам нужна та объединяющая ось, на которую нанизывается прошлое, настоящее, будущее. Мир ведь многолик. И могли ли мы представить уход молодежи да и среднего поколения в леса, террористические организации? Это просто невозможно было представить в стране с устойчивой системой мировоззрения, мощной, созидающей. Так где он, центр тяжести? Но, может, не стоит искать то, что лежит на поверхности. Каждое новое поколение должно знать историю своей малой родины и той страны, в которой родился, чтобы иметь представление о простых и понятных вещах, сызмальства впитывая традиционные ценности, идеалы, основанные на гуманной литературе, гражданской прозе, поэзии, песнях, прославляющих Отчизну, защитника Отечества, подвиг во имя Родины. И эти истины должны пропагандироваться как семьей, так и школой, вузом, как это было в прежние времена.
Да, интернет недооценивать нельзя. Сколько горя он нам принес, рассеивая по свету смертоносное насилие, зомбирующее сознание. Но одновременно немало негативной информации транслируется из обычного телевизора, выворачивая наизнанку внутренний мир, превращая человека в «гражданина мира». А ведь все беды начинаются с малого – пристрастия ко всевозможным интернет-порталам, в том числе призывающим следовать канонам «чистого ислама», а не постулатам «неверных».
Да, мы научились работать, но скорее со следствием, а не с причиной, и это, несмотря на стабильность, главное препятствие в борьбе с экстремизмом, терроризмом, разъедающих общество. Но это не означает, что мы не учимся на своих ошибках. И в нашей республике предлагаются конкретные меры с учетом наработанного опыта, и молодежь не бездумно, а осознанно противостоит контентам, содержащим призывы к насилию. Так, может, это та самая приемлемая формула бытия – единство, смысл которого прост, ясен и понятен. Только бы помнить об этом каждому, не допуская непоправимого.