Купить PDF-версию
12:35 | 25 ноября, Пн
Махачкала
X

Россия: величина постоянная и неизменная…

Политический мировой истеблишмент вновь в центре скандала: Трамп после очередного объявленного импичмента вынужден оправдываться. Только на этот раз не в том, что Россия вмешалась в выборы, а в том, что он оказал давление на нового президента Украины, выдав государственную тайну.

Мог ли ожидать президент незалежной Зеленский пусть даже такую, но славу? Он уже вошел в историю как политический шоумен, за маской которого скрывается политик, в чьих руках будущее Украины, возможный мир с Россией, федеративный договор с Донбассом, отголоски стрельбы по которому и сегодня доносятся до соседних российских областей. Он – фигура, на которую делают ставку пентагоновские генералы, бойкотирующие призыв Трампа, предлагающего регулярным частям США уйти из Сирии, наладить отношения с Ближним Востоком, Россией. На самом деле, по мнению взвешенных экспертов, «неосторожный разговор» Трампа с Зеленским – это не более чем желание демократов воспользоваться хоть какой-нибудь оплошностью изгоя-президента, чтобы объявить ему вожделенный импичмент.

Война за президентское кресло между Трампом и Байденом-демократом, как, впрочем, и всегда, обернулась войной компроматов. О том, что Байден и его сыночек, беззастенчиво торгующие американской помощью, имеют непосредственное отношение к коррупции, никто не сомневается. Но важно не это, главное – свалить Трампа, уже успевшего, несмотря ни на что, в середине своего четырехлетнего срока подмять под себя самые крупные экономики мира. Он одновременно вершит историю и, не задумываясь о последствиях, сводит счеты с противником, жестко используя диктаторские замашки. И поди ж ты, вот, кажется, сумел выбраться из нехорошей истории с расследованием спецпрокурора Мюллера, связанной с вмешательством России в выборы и со сговором Москвы с Трампом, и на тебе – новый скандал. На этот раз опальному президенту вменили попытку потребовать от Зеленского начать уголовное преследование в отношении сына Байдена, связанного с энергетическим бизнесом на Украине.

История эта, может, выеденного яйца не стоит. Но как же все-таки хваленой американской демократии можно обыграть любую коррупционную схему, вывернув наизнанку факты явного сговора шустрого сына Байдена, усердно прикрываемого заботливым папашей, и обвиняя Трампа в том, что в качестве рычага давления он использовал многомиллионную военную помощь для Киева. Но Трамп не дрогнул и остался верен себе. На встрече с Зеленским на полях Генассамблеи ООН он не забыл выразить пожелание, чтобы Путин и Зеленский обязательно встретились и обсудили проблемы двусторонних отношений. Ведь на самом деле каждый понимает, что камнем преткновения остается Россия. И от того, как будут развиваться отношения между Россией и США, зависит, по какому пути пойдет Украина и что станет основной украинской повесткой.

Можно ли быть уверенным в том, что предсказуемость двух ведущих стран мира стабильна? Эксперты недвусмысленно дают понять, что военная доктрина США во внешнеполитическом курсе остается жесткой и последовательной. Иран остается осью зла, предметом пристального внимания Америки.

Что же касается России, то она и вовсе не скрывает своих политических симпатий к Ирану. И в этом главная интрига взаимных претензий сторон, точно рассчитывающих на корпоративную солидарность военных партнеров.

Очевидно, что перезагрузка российско-американских отношений – это данность, диктующая будущее мира. И Путин, и Трамп готовы к диалогу. Но ситуация внутриамериканских отношений, пентагоновские лобби, привыкшие зарабатывать миллиарды долларов на военных заказах, тормозят сближение двух стран. Трещина в большой политике приобретает всё больший разрыв. И о каком-либо налаживании российско-американских отношений говорить не приходится. И, может, поэтому Украине и ее президенту приходится балансировать между Сциллой и Харибдой, чтобы удержать политическое равновесие, что вызывает множество вопросов у экспертов, пытающихся разобраться с неясными политическими тезисами, невнятной позицией в отношении Донбасса.

А если вспомнить, что Трамп предложил Зеленскому договариваться с Путиным, то и подавно Украине не приходится рассчитывать на очередные американские транши. Трамп не желает вкладывать средства в милитаризированную Украину. Ему явно не хочется финансировать стагнационную экономику, но хочется развязать себе руки, избавившись от украинского балласта. Правда, спецпредставитель по Украине Курт Волкер заявил, что Вашингтон по-прежнему намерен поставлять Украине оружие и военную технику. Но одновременно он дал понять, что готов к контакту с Москвой по урегулированию ситуации с Донбассом.

США не собираются ослаблять своего давления и дальше намерены использовать Украину как инструмент политической борьбы в российско-американских отношениях. Москва смотрит на высказывания американского чиновника средней руки Волкера сквозь пальцы и указывает на то, что вне зависимости от российско-украинских отношений она следует букве Минских соглашений – нормандскому формату. И только в таком политическом контексте намерена строить отношения с руководством Украины.

Да, Россия является серьезным препятствием в вопросе усиления американских позиций на мировой арене. Она ведь не дремлет и сближается с крупнейшими странами мира, Ближним Востоком, с которым устанавливаются все более прочные экономические и политические связи. А это не дает США покоя, раздражая тем, что перевес сил явно не на стороне самой влиятельной державы мира.

Но раскол происходит и в самой Америке. Нельзя исключить грозящий Трампу импичмент палатой представителей. В ожидаемом сценарии возрастает риск антагонизма среди симпатизирующих ему групп избирателей и членов американского конгресса, что может создать проблемы в предстоящем переизбрании. Но эксперты прогнозируют, что внутриполитические сложности американского президента вряд ли повлияют на отношения Москвы и Вашингтона.

Так что же будет происходить в конгрессе США? Удержится ли Трамп, не самый худший президент США, или демократам удастся наконец избавиться от президента, каждый шаг которого вызывает противоречивые оценки в политическом сообществе.

Относиться к Президенту США можно по-разному. Но одного отрицать нельзя, каждая политическая сделка Трампа – это то новое, что привнесено в академическую дипломатическую конъюнктуру, требующую обновления, установления новых отношений в мире. По всему видно, что воевать Трамп не любит и не желает. Его конек – торговля. Может, именно поэтому он привнес в политику само понятие «сделка», независимо от того, торгового или политического она характера. Негласный лидер умеренных демократов, спикер нижней палаты Нэнси Пелоси готова в частном порядке обсудить вопрос о создании отдельного комитета для проведения возможного импичмента Трампа. Этой голосистой дамочке не дает покоя президент, так и не отказавшийся от России, от встреч с Путиным и призывающий свою страну не воевать, а сотрудничать, не объявлять санкций, а дружить с Россией – величиной постоянной и неизменной.

Статьи из «Власть и общество»