Законопроекты приняты в первом чтении
Вчера в Махачкале состоялась седьмая сессия депутатов Народного Собрания Республики Дагестан седьмого созыва. Вел сессию Председатель НС РД Заур Аскендеров.
Депутаты первым рассмотрели проект республиканского закона «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Дагестан «О налоге на имущество организаций» и о ставке налога на прибыль организаций в отношении налогоплательщиков, с которыми заключен специальный инвестиционный контракт». Как пояснил врио министра промышленности и торговли РД Низам Халилов, в республике вводится новый механизм поддержки промышленности внедрением специального инвестиционного контракта (СПИК). По его словам, инвестиционный контракт – это соглашение между инвестором и государством в лице субъекта РФ или муниципального образования, в котором фиксируются обязательства инвестора реализовать определенный проект, а также обязательства государства в течение срока действия СПИК (в случае если проект стоит менее 50 млрд рублей – до 15 лет и в случае более 50 млрд рублей – до 20 лет) обеспечить стабильность условий ведения бизнеса и меры государственной поддержки.
СПИК – это не финансовая, а регуляторная мера, она не предполагает выделение финансовых средств инвестору. Государство гарантирует лишь налоговые и иные льготы. Уже поступили заявки для заключения СПИК от таких промышленных предприятий, как «Керамогранит Дагестана», «Дагестанстеклотара», завод стекловолокна. Но для того, чтобы всё это реализовать, нужна соответствующая нормативно-правовая база. Этой базой и является рассматриваемый законопроект.
Депутаты согласились с законопроектом и приняли его в первом чтении.
Врио министра по туризму и народным художественным промыслам РД Эмин Мерданов для принятия в первом чтении внес проект закона «О туристической деятельности в Республики Дагестан». Документ разработан в целях реализации положений федерального законодательства. Предлагаемые изменения направлены на создание благоприятных условий для развития туризма и совершенствование оказываемых услуг в этой сфере.
Эмин Мерданов пояснил, что в этом году вступают в силу важные поправки в федеральный закон о туристической деятельности. В частности, законодательно закреплены положения о сельском туризме, регламентируются условия оказания услуг гидами, экскурсоводами, инструкторами, перевозчиками. Также вводится реестр турагентов, особое внимание уделяется безопасности туристов при прохождении туристических маршрутов, созданию прозрачного и контролируемого рынка оказания туруслуг. Поэтому соответствующие изменения нужно внести и в республиканский закон.
В первом чтении депутаты приняли и другие проекты республиканских законов и согласились внести изменения в законы «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Дагестан», «О градостроительной деятельности в Республике Дагестан», «О правовых основах развития межнациональных отношений в Республике Дагестан», «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан».
Для принятия в двух чтениях был представлен проект республиканского закона «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Дагестан «О налоге на имущество организаций».
Предваряя обсуждение следующего вопроса, спикер парламента Заур Аскендеров напомнил, что депутатам предстоит рассмотреть вопрос «Об отзыве на проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Как подчеркнул спикер парламента, в случае принятия Госдумой этого закона республике нужно будет принять свой закон с учетом наших реалий и запросов муниципальных образований и граждан.
Председатель Комитета по законодательству, законности, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Артур Исрапилов проинформировал депутатов об основных положениях данного законопроекта. Было отмечено, что проект федерального закона предлагает обновленную модель организации и деятельности органов местного самоуправления. Законопроектом предусматривается реформирование территориальной организации местного самоуправления, оно будет осуществляться в двух видах – городской округ и муниципальный округ. Законопроектом не предусматриваются такие понятия, как муниципальный район, городской округ с внутригородским делением, городское и сельское поселения. Таким образом, законопроектом устанавливается одноуровневая организация местного самоуправления, что позволит создать новую систему организации местной власти, в основу которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению.
Что это будет означать на практике в нашей республике? Выступающий напомнил, что в соцсетях гуляют фейковые сообщения о якобы ликвидации селений. Он заверил, что ничего не исчезнет, потому что селения – это административно-территориальные единицы, в данном случае речь идет об организации власти в этих населенных пунктах. На базе наших районов в тех же границах будут образованы муниципальные округа. Внутри этих муниципальных округов уже не будет самостоятельных муниципальных образований.
Как же так? Наши люди в сёлах останутся один на один со своими проблемами, власть бросает их на произвол судьбы? Отвечая на гуляющие в соцсетях по этому поводу фейки, Артур Исрапилов подчеркнул, что всё это совершенно не соответствует действительности, потому что взамен этих упраздняемых сельских администраций в каждом поселении будет создан территориальный отдел администрации муниципального округа, в ведении которого будут все вопросы жизнеобеспечения населения этих территорий. Конечно же, не нужно будет за каждой услугой или справкой ездить в райцентр или еще куда-то. Все эти услуги будут оказываться там же, где они сегодня оказываются. Словом, для людей всё не только останется, как прежде, а будет еще лучше. Сегодня, обращаясь в администрацию села, люди не получают все услуги, и не потому, что их не хотят оказывать – для этого у сельских администраций нет прежде всего финансовых ресурсов, и они отправляют заявителей в район. После принятия этого закона сельская администрация уже не будет говорить, что решение какого-то вопроса не в её компетенции, потому что она будет являться отделом муниципального округа. Что же касается сокращения штатов, то это тоже не соответствует действительности, потому что люди будут продолжать работать в создаваемых местных отделах муниципального округа. По сути, этим документом узаконивается существующее ныне положение, когда сельские администрации все свои полномочия, почти 100 процентов, передают на районный уровень по той простой причине, что на уровне поселений реализовать эти полномочия не представляется возможным.
Артур Исрапилов подчеркнул, что предлагаемая модель организации муниципальной власти уже опробована в Московской области, Ставропольском крае, Кемеровской, Нижегородской областях и в других регионах, в которых она показала свою
эффективность.
По словам Артура Исрапилова, изменяется и порядок избрания главы муниципального образования. Законопроект предлагает три способа избрания главы городского и муниципального округа. Первый – это муниципальные выборы. Второй – избрание депутатами муниципального органа из своего состава. Третий – избрание депутатами из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Федерации. Таких кандидатов должно быть не менее двух. При таком способе значительно возрастает ответственность руководителя муниципалитета перед высшим должностным лицом субъекта Федерации. Он может объявить главе муниципалитета и главе администрации муниципалитета выговор и даже отправить их в отставку.
Особо подчеркивалось, что для полного вступления нового закона в силу предусмотрен переходный период, который продлится до 1 января 2028 года.
В своем выступлении депутат Магомед Патхулаев отметил, что более 20 лет в нашем обществе говорили о неэффективности ФЗ-131. Сегодня, когда в Госдуму в связи с изменением Конституции РФ внесен законопроект, которым вносятся существенные изменения в законодательство о местном самоуправлении, некоторые журналисты и блогеры доходят до унижения и оскорбления парламента страны, депутатов. Назвав это неприемлемым, депутат обратился в прокуратуру республики с просьбой дать правовую оценку таким высказываниям.
«Что такое местное самоуправление, я хорошо знаю, сам не один срок работал главой муниципалитета, – сказал далее выступающий. – В большинстве своем главы сельских администраций избираются тухумами. У кого большой тухум, тот и будет главой села. Более того, ФЗ-131 позволяет безграмотному человеку руководить поселением. Есть сельские поселения, в администрации которых работают и 12, и 15 человек. В том числе есть даже освобожденные сельские депутаты, которые зарплату получают. А какая нагрузка на этих людей? У них остались полномочия по организации и содержанию скотомогильников, вопросы водоснабжения и водоотведения и некоторые вопросы по вывозу мусора. Все остальные полномочия переданы району».
Депутат посетовал на то, что в СМИ было мало выступлений представителей власти по этому вопросу с разъяснениями, что и почему будет изменено. По мнению выступающего, власть молчит, а выигрывают блогеры, у которых хорошо работают не голова, а пальцы. Изменения нужно было внести еще вчера. Что за власть, если глава республики не может объявить выговор главе района за недостаточно полное исполнение своих обязанностей? Что за власть, если глава района не может объявить выговор главе поселения?
При двух голосах против и семи воздержавшихся депутаты поддержали
законопроект.
В завершение сессии Заур Аскендеров обратил внимание депутатского корпуса на проводимую работу по вакцинации населения. Пандемия внесла изменения в жизнь не только дагестанского общества, но и каждого человека. Сегодня нет семьи, которой бы не коснулась эта коварная болезнь. Отрицать ее опасность не имеет смысла. Однако еще немало тех, кто скептически относится к вакцинации. По предложению Главы республики, депутаты активно включились в работу, в том числе и в праздничные дни, прошли встречи с активами муниципалитетов. Однако есть муниципалитеты, где уровень вакцинации еще слишком низок. Спикер парламента призвал депутатов активизировать такую работу, а также работу по противодействию идеологии экстремизма и терроризма.