Братья по вере или соучастники преступления?
Обсуждение религиозных тем сегодня очень популярно, особенно среди молодежи. Некоторые из них объединяются в кружки для того, как они объясняют, чтобы лучше узнать свою религию, укрепить связь с братьями по вере. Такое желание можно было бы только приветствовать. Но иногда взгляды, которые проповедуются в таких кружках, могут привести к конфликту не только с каноническими догмами, но и Уголовным кодексом.
Антиэкстремистское законодательство сегодня достаточно жесткое. Целые группы, которые были легальными, в одночасье могут оказаться в списке запрещенных организаций. Так, в этот список попали «Свидетели Иеговы», которые никогда не были замечены к призывам к насилию и которые еще недавно свободно действовали в России, в том числе и в Дагестане.
Могли ли предполагать работники столярного цеха, что когда-нибудь и они попадут в участники запрещенной организации? Сейчас они утверждают, что у них и в мыслях и в словах не было ничего противозаконного. Они лишь говорили о религии, иногда вместе выезжали на пикники, жарили шашлык. Но следственные органы усмотрели в их действиях признаки участия в организации «Ат-Такфирваль-Хиджра». Эта организация решением Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 года признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ.
Сотрудники ФСБ задержали в ноябре 2018 года 11 предполагаемых членов запрещенной организации. Однако официально задержание оформили только на Багаудина Омарова, который, по версии силовиков, являлся лидером ячейки. Остальные были привлечены в качестве свидетелей.
На предварительных допросах свидетели признали, что проводили собрания под руководством Омарова. На этих собраниях он рассказывал им о сути вероучения движения «Ат-Такфирваль-Хиджра», которое состоит в непризнании законов России, в необходимости установления в России шариатских законов и судов, в запрете на службу в Вооруженных силах России. Последователям «Аль-такфирваль Хиджра» также запрещено обращаться в российские суды, нанимать адвокатов, признавать мусульман, исповедующих традиционный ислам, совершать с ними молитву. Таких мусульман следует обвинять в неверии (объявлять такфир) и проявлять к ним ненависть.
Признательные показания дал и сам Омаров. Вскоре дело в отношении него было направлено в суд. Судебные слушания начались в Кировском районном суде Махачкалы в ноябре 2019 года. На суде обвиняемый и свидетели отказались от показаний, данных ими на предварительном следствии, заявив, что сделали это под давлением.
Действия и поступки, направленные на раскол общества, на изменение светского характера государства, подпадают под уголовное преследование
После этого шесть человек из разряда свидетелей перешли в разряд обвиняемых. Как сообщили в ФСБ, в ходе обысков, проведенных по их адресам проживания, обнаружены литература и электронные носители информации, содержащие экстремистские материалы. Все подозреваемые задержаны по статье «Организация деятельности экстремистской организации».
Силовики сообщили имена задержанных. Это Шаин Бургуев, Алимчи Гаджиев, Нигматула Алиев, Шахрудин Шахрудинов, Магомед Омаров и Курбан Кадиев. Двое последних были отпущены под подписку о невыезде. В настоящее время завершено расследование и переданы в суд уголовные дела в отношении четырех фигурантов.
Возможно, немногие из нас слышали название «Ат-Такфирваль-Хиджра». По словам младшего научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра, организация возникла в Египте. В 70-е годы прошлого столетия последователи этого учения убили учёного из египетского института, нападали на ночные клубы, после чего эта организация была запрещена. По его мнению, опасность этой организации состоит в том, что такфиристское течение подрывает традиционные устои и правила в обществе.
В то же время некоторые другие эксперты ставят под сом-
нение реальность существования в настоящее время «Ат-Такфирваль-Хиджра». Так, эксперт по исламскому экстремизму Виталий Пономарёв утверждает: «Практически нет групп, которые называют себя «такфиристами» – за возможным исключением организации, действовавшей в Судане в 1994–2000 годах. Нет никакого манифеста, подписанного группой с таким названием, нет и корпуса текстов, которые определяли бы идеологию такфира».
Тем не менее действия и поступки, совершенные в составе ли группы, в одиночку ли, направленные на раскол общества, на изменение светского характера государства, подпадают под уголовное преследование. Это надо знать и помнить молодежи, которая якобы «ничего противозаконного не делает».