Киберволк в овечьей шкуре
Каждый из нас может рассказать историю, как он становился объектом атаки кибермошенников. В таких ситуациях даже достаточно искушенные и считающие себя грамотными люди могут растеряться и попасть в сети злоумышленников. Люди теряют огромные средства по одному телефонному звонку.
Сегодня все должны осознать реальность этой угрозы. Такие ситуации непростые и требуют четкого алгоритма действий. Банк России совместно с другими компетентными органами выработал систему противодействия телефонным и прочим кибермошенникам. Главная задача – донести до населения эту полезную информацию.
С этой целью в Доме печати прошла пресс-конференция, в которой приняла участие заместитель управляющего
отделением Банка России по РД Светлана
Бацына.
«Из года в год идет рост преступлений такого рода, несмотря на то, что Банк России совместно с МВД проводит большую работу, чтобы обезопасить наших жителей. На эти организованные преступные группировки, зачастую находящиеся за пределами России, работает целый пул психологов, специалистов социальной инженерии. Они пишут им скрипты, которые постоянно меняются, чтобы их было труднее вычислить. Если раньше преступники запугивали своих потенциальных жертв, что родственник попал в аварию и нужны деньги или ваша карта взломана и надо перевести с нее деньги на безопасный счет, то сейчас перешли к тактике пряника. Они предлагают помощь, причем это растягивается не на один день. Могут вести человека неделю, чтобы получить доступ к персональным данным», – сказала Светлана Бацына.
Она сообщила о нововведениях, которые ввел Банк России в борьбе с кибермошенниками: «С 25 июля этого года создан сайт недобросовестных сайтов, номеров телефонов и банковских реквизитов мошенников. Этот перечень направляется банкам 4 раза в день. Если кто-то из этого перечня связался с клиентом банка и были выведены деньги, кредитная организация обязана вернуть деньги в течение 30 дней».
Также предоставлено право самим кредитным организациям, если они увидят признаки мошенничества, на два дня заморозить выплаты платежа. «Зачастую наши граждане на эмоциях совершают какие-то операции. За два дня они могут хладнокровно разобраться в ситуации и принять решение», – пояснила представитель Нацбанка.
Еще одна охранительная мера – с 1 марта 2025 года будет возможность осуществлять самозапрет на кредитование. «Если вы знаете, что в ближайшее время вам кредит не понадобится, будет возможность через Госуслуги сделать самозапрет во всех кредитных организациях, где есть счета. Этот самозапрет можно будет убрать в течение 1–2 дней. Эта мера поможет избежать ситуации, когда ваши персональные данные оказались взломаны и от вашего имени пытаются оформить кредит», – сказала С. Бацына.
Активировать эту опцию можно будет через Госуслуги.
Банк России также плотно работает с операторами сотовой связи, и если идут массовые дозвоны с одного номера, эти номера моментально блокируются. Сейчас разрабатывается вариант, когда по определенным кодовым словам будут блокироваться такие номера.
В этом году Нацбанк запустил информационный проект «Клади трубку». Цель – научить людей распознавать телефонных мошенников, рассказать о преступных схемах, раскрыть ключевые индикаторы, которые сигнализируют о мошенничестве и необходимости прервать телефонный разговор.
В Центробанке перечислили 8 самых популярных фраз телефонных мошенников, после которых нужно сразу прекращать разговор. Услышав их, лучше самостоятельно перезвонить в указанную организацию.
Так, аферисты часто пользуются такими фразами, как «оформлена заявка на кредит», «сотрудник Центробанка», «специальный или безопасный счет», «идут следственные действия, помогите задержать мошенников и не разглашайте информацию», «ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция» и «вас беспокоит специалист финансовой безопасности, сотрудник службы безопасности банка». Также они могут сообщить, что «истекает срок действия SIM-карты», и попросить «продублировать код из SMS-сообщения».
Эти меры не выглядят излишними, если учесть масштабы, которые приняло кибермошенничество. Согласно последним опросам дагестанского отделения Нацбанка, в котором приняли участие 4 тысячи человек, 20 % из них сказали, что столкнулись с такими фактами. Из них примерно 20 % признались, что передали сторонним лицам реквизиты карт, а 16 % взяли кредит и перевели мошенникам.
«Когда мы проанализировали результат опроса, у нас получился портрет жертвы. Это женщина в возрасте от 25 до 40 лет со средним достатком, проживающая в городе. Мы сделали вывод, что чаще всего жертвами становятся те, кто уверен в своей грамотности. Среди обманутых была и доктор экономических наук. Она говорила, что сама не поняла, как оказалась у банкомата. Был случай, когда доктор юридических наук перевел два миллиона мошенникам, которые обещали большие выплаты».
В последние дни специалисты зафиксировали новую схему, когда звонивший представляется работником Пенсионного фонда и говорит, что у вас нашли неучтенный стаж, и под этим предлогом старается получить доступ к персональным данным.
Но все усилия злоумышленников окажутся тщетными, если мы будем соблюдать элементарные меры предосторожности.