Нас не угонят?
Дагестан оказался в числе лидеров по угону автомобилей в ушедшем году, согласно опубликованному недавно рейтингу автостраховщиков. На долю нашей республики приходится 26 % угонов. Первое место с 40 % занимает Москва. В тройку входит также Кабардино-Балкария – 17 %.
– Этой проблеме не первый год, – говорит сотрудник отдела по борьбе с угонами автомобилей Управления ГИБДД, пожелавший остаться неназванным.
По его словам, такие преступления не так просто расследовать. «Угонщики автомобилей – это, если можно так сказать, квалифицированные преступники. Они действуют, как правило, группами, где обязанности строго распределены. Одни выслеживают и дают наводку. Другие непосредственно занимаются угоном. Ну а третьи прячут угнанный автомобиль и занимаются поиском клиента.
Каждый их шаг тщательно просчитан. Они используют липовые документы, меняют номерные знаки, передвигаются только по четко выверенным маршрутам, не попадая в поле зрения камер наружного наблюдения. К выбору угоняемого транспорта преступники тоже подходят со знанием дела. В основном это автомобили распространенных моделей и цветов, без видимых повреждений. Еще угонщики избегают машин с яркими наклейками или рисунками, которые легко опознать. Хотя бывают и исключения», – рассказал оперативник.
Наибольшей популярностью среди угонщиков пользуется Lada Priora. На эту марку из всего количества угнанных машин приходится почти половина. Большинство угоняемых авто – белые: такие легче перекрасить.
По словам полицейского, многие машины угоняются на заказ. Заказывают как отечественные машины, так и иномарки, причем разных годов и моделей. Если машина недорогая, обычно пускают на запчасти или используют в преступных целях (грабежи, разбои и т. д.). Дорогие машины премиум-класса обычно уходят в другие регионы, но, как правило, не дальше Северного Кавказа.
Задачу угонщиков облегчает то, что владельцы таких машин не оборудуют их дополнительными системами защиты.
Анвар Гусейнов, владелец магазина средств электронной защиты автомобилей, утверждает, что стандартная заводская защита не способна эффективно противостоять угонщикам.
«Для её снятия злоумышленникам хватает от трех до пяти минут. Если же установить дополнительную сигнализацию, задача угонщика усложняется. Им необходимо для начала определить тип защиты, а потом попытаться взломать её. Чем сложнее защита, тем больше времени уйдет у преступника. В некоторых случаях, не справившись с сигнализацией или просто решив не рисковать, затрачивая большое количество времени, угонщики прекращают попытки вскрытия и угона автотранспорта и переключают внимание на другую, менее защищенную «жертву». Для более эффективной сохранности автомобиля лучше применять несколько разных защитных мер, как электронных, так и механических. И самое главное – нужно понимать, что любую машину можно угнать, сигнализации только дают время среагировать на попытку угона», – говорит Анвар.
Он признает, что цены на специализированные сигнализации не маленькие, но они в любом случае гораздо меньше цены автомобиля.
Эксперты также советуют автомобилистам оформить недорогой полис КАСКО. Переплачивать за него смысла нет, поскольку компенсации, которую можно получить при наступлении страхового случая, на новый автомобиль все равно не хватит.
Жертвами становятся не только владельцы угнанных автомобилей, но и потенциальные покупатели, которые приобретают товар, не догадываясь о его криминальном происхождении. В случае если машину найдут, ее обязаны вернуть законному владельцу. Поэтому эксперты рекомендуют приобретать машины не у частных лиц, а в автосалонах, тем более что там торгуют уже растаможенными автомобилями.
Статьи из «Правопорядок»
След в истории

Ломая стереотипы

Народное правосудие. Готово ли общество к суду присяжных?

Три дня на цепи

У «вежливых людей» праздник

Договорились воровать

И адвокатам нужна защита

Тенденция обмана
