После Октябрьской революции новая власть серьезно ограничила полномочия прокуратуры. Советом народных комиссаров РСФСР был принят Декрет, согласно которому упразднялся институт прокурорского надзора. Надзором за соблюдением законов стали заниматься разные ведомства и организации. Однако вскоре большевики пришли к пониманию, что это ведет к разобщенности различных институтов власти и негативно сказывается на состоянии законности. Поэтому в 1921 г. была провозглашена необходимость создания прокуратуры, не зависимой от местной власти, на которую наряду с руководством следствия и обвинением в суде возлагались бы общий надзор, а также предупреждение правонарушений.
Слова императора мы уже приводили, а вот как видел задачи прокуратуры в те годы В. Ленин: «Прокурор имеет право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям… Прокурор отвечает за то, чтобы ни одно решение местной власти не расходилось с законом…»
Указанные цели и задачи прокуратуры, сформулированные как три века назад Петром I, так и В. И. Лениным в период становления Советского государства, не утратили своей актуальности и до настоящего времени. С учетом происходивших событий, правящих идеологий развивались и органы прокуратуры, не теряя своего основного предназначения.
Драматические события, приведшие к развалу СССР, не могли не отразиться на отечественной прокуратуре. В 1991 году перестала существовать прокуратура СССР. 17 января 1992 г. был принят Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Цели и задачи надзорного органа на этом этапе несколько изменились. Был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность. При рассмотрении уголовных и гражданских дел судами деятельность прокурора вместо надзора стала именоваться участием, что обусловлено провозглашением суда самостоятельной ветвью власти, за законностью которой не может надзирать какой-либо иной государственный орган.
Начало 2000-х – период новых масштабных реформ, в результате которых полномочия Следственного комитета и Генпрокуратуры были разделены. Это позволило прокурорам сосредоточиться на своей главной функции – надзоре за соблюдением Конституции, прав и свобод человека и исполнением законов. Тогда же прокуроры вновь получили право возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить административное расследование. Российское законодательство стало соответствовать основным международным стандартам прокурорской деятельности.
В XXI веке в связи с появлением новых вызовов круг средств прокурорского воздействия расширился. В частности, предусмотрены новые полномочия прокурора по направлению предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, по согласованию с контролирующими органами внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также формированию ежегодного сводного плана проведения контролирующими органами плановых проверок, по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и т.д.
По словам Генерального прокурора РФ Игоря Краснова, в настоящее время приоритетными задачами в деятельности надзорного органа являются борьба с коррупцией, противодействие киберпреступности, защита прав граждан, обеспечение единства правового пространства страны.
От того, насколько профессионально и добросовестно работники прокуратуры будут выполнять свои обязанности, во многом зависят благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.
Отметим, что вместе с 300-летием прокуратуры России в 2022 году отмечают вековой юбилей и надзорные органы Дагестана.
Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Дагестанской АССР от 30 июля 1922 г. в республике стали создаваться прокурорские органы, в составе Наркомата юстиции ДАССР был образован отдел прокуратуры, введено положение о прокуратуре.
В разное время прокурорами республики работали Александр Гаврилович Иванов (1948–1950 гг.); Николай Васильевич Болдырев (1950–1953 гг.); Николай Иванович Сапожников (1953–1962 гг.); Ахмед Гаджиевич Пакалов (1962–1971 гг.); Магомед Магомедович Ибрагимов (1971–1985 гг.); Салман Таймасханович Гаджимагомедов (1985–1992 гг.); Магомед Мирзаевич Мирзаев (1992–1995 гг.); Имам Музамудинович Яралиев (1995–2006 гг.); Игорь Викторович Ткачёв (2006–2009 гг.), Андрей Иванович Назаров (2009–2013 гг.), Рамазан Абдусамадович Шахнавазов (2013–2018 гг.), Денис Геннадьевич Попов (2018–2019 гг.), оставившие заметный след в развитии республиканской прокуратуры.
С 10 сентября 2019 года по настоящее время прокуратуру Республики Дагестан возглавляет Алексей Владимирович Ежов, назначенный Президентом России на пятилетний срок.