Автопробег по бездорожью
Помнится, ещё пару столетий назад умные люди России говорили, что у нас две главные беды – дороги и дураки. Дураки, надо полагать, – это те, кто прокладывает те самые бедовые дороги. Высказывание остается актуальным и по сей день. Особенно это касается российских регионов, в том числе и нашей республики.
Что добавил нам минувший век? Бурное развитие автомобильной индустрии. А кто против, ведь удобно же! Машины с каждым годом становятся всё элегантнее, комфортнее, более скоростные. И их очень много. Просто деваться от них уже некуда. Старые дороги не справляются с автопотоком. И зачастую автомобили становятся угрозой здоровью и жизни пешеходов, да и самих автомобилистов и их пассажиров. Ведь машина – не конь, по ухабам скакать не может. А какие у нас дороги – мы это своей печёнкой ощущаем. Тут не только некачественное асфальтное покрытие отравляет путь, но и отсутствие освещения, и дорожные знаки, и обустройство придорожной территории – всё вкупе лишает комфорта любое автомобильное путешествие. А потому давно назрела необходимость формирования государственной политики в сфере организации дорожного движения.
Современные городские транспортные системы во многих субъектах нашей страны давно стали почти бездорожьем, которое жёстко бьёт по автопробегу. По мнению специалистов, большинство городских дорог нуждается в серьезной реконструкции. Правительство Рос-
сии поставило высокую цель: привести дороги в надлежащий порядок. Для достижения этой цели в стране на протяжении нескольких лет реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Недавно в Дагестане собрались специалисты данной отрасли и в рамках Всероссийской научно-практической конференции обсуждали проблемы и пути эффективной реализации этого проекта.
По словам заместителя директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Владимира Луговенко, вопросами организации дорожного движения после развала СССР в нашей стране до 2010 года фактически никто не занимался. За это время размылись и разбились многие дороги.
– Девять лет назад было принято постановление Правительства РФ за №152 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». С тех пор полномочия по организации дорожного движения перешли к Минтрансу РФ. Хотелось бы отметить, что все сегодняшние транспортные системы — это наследство от наших коллег-инженеров, работавших во времена Советского Союза. Они заложили резерв в пропускную способность транспортной системы, которую мы наблюдаем в городах России, – подчеркнул Луговенко. – Но тот резерв уже исчерпал себя.
Задачей государства является необходимость найти средства на обеспечение нашей с вами безопасности. И проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» должен в какой-то мере помочь в реализации этой цели
Он также напомнил, что во времена СССР норма составляла 180 автомобилей на 1000 жителей, а сегодня она варьируется в пределах 400 транспортных средств на тысячу человек. И прежняя транспортная система с таким объемом справиться не в состоянии. Поэтому сегодня необходимо определить те мероприятия, которые позволят транспортной системе и через 30 лет быть достаточно эффективной.
Дорожные проблемы
Если говорить о нашей республике, то на страницах «ДП» мы неоднократно писали о проблемах в организации движения на городских и районных автотрассах. Один из городов, который мы не обходили своим вниманием, – это Хасавюрт. Город растет, давно стал торговым центром региона, соответственно сюда стекается немалое количество машин со всего Дагестана. Но городская дорожная сеть не готова к такому наплыву автотранспорта, и потому постоянно создаются заторы на дорогах, улицы забиваются километровыми пробками машин. Виной этому не только организация движения, но и низкое качество дорожного полотна. На эту тему мы беседовали с несколькими жителями Хасавюрта, утверждавшими, что по местным дорогам в современных условиях лучше ездить на внедорожниках – легковушки не для этого города.
Значительно разрядить ситуацию с пробками в Хасавюрте помогло бы открытие железнодорожного переезда на участке СКЖД, проходящей по территории Хасавюрта. Отметим, что в советские времена движение по этому участку железнодорожного пути осуществлялось в полном объеме, но вот уже около 30 лет он наглухо закрыт. И, несмотря на наши публикации, а также проведение ряда совещаний по данному вопросу, переезд так и не был открыт. Когда будет положительно решен этот вопрос, никто не знает. Решение вопроса находится в компетенции филиала РЖД – СКЖД. Но железнодорожники открывать переезд наотрез отказываются, ссылаясь на наличие на этом участке кривой малого радиуса, а также капитальных строений, не позволяющих водителям транспортных средств видеть приближающийся поезд.
В настоящее время большие потоки автотранспорта, следующие как в город, так и из него, проходят лишь через расположенную вблизи от переезда узкую дорогу под мостом, которая ну никак не в состоянии обеспечить беспрепятственный проезд.
Второй проблемный городской участок, на который мы не раз обращали внимание в своих публикациях, – это участок автодороги Хасавюрт – Бабаюрт, который проходит через пос. Бамматбекюрт.
Недавно мы получили от жителей поселка письмо, в котором они сообщали, что долгожданные ремонтные работы на этой дороге были начаты в августе текущего года. Рассказал о планах реконструкции участка и начальник ФКУ Упрдор «Каспий» Сергей Улеев.
– Мы с прошлого года начали проектирование строительства дороги в обход Хасавюрта, оно ориентировочно должно быть окончено к 2021 году. Если все пойдет по плану, то к 2024 году мы построим здесь качественную четырехполосную дорогу. Но быстрых результатов не ждите, так как дорога очень сложная, местами здесь даже отсутствует асфальтное покрытие. Однозначно, что на этом участке пути необходимо проводить капитальный ремонт. Кроме того, в ближайшее время мы планируем завершить дорогу в обход Махачкалы, а также проектируем четырехполосную разделительную трассу в обход Дербента, чтобы избежать тяжёлых последствий при дорожно-транспортных происшествиях, – сообщил он.
Дорога не щадит никого
Действительно, количество ДТП, происходящих на дагестанских дорогах, на сегодняшний день зашкаливает. Среди прочих причин автоаварий можно указать и низкое качество дорог, и их несоответствие требуемым нормам безопасности дорожного движения.
– Да, состояние безопасности дорожного движения в Дагестане на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Ситуация достаточно сложная, и для ее исправления мы применяем все возможные рычаги и механизмы, которые могут дать положительный результат, – отметил руководитель УГИБДД МВД по РД Александр Шалагин.
Для обеспечения безопасности на дорогах нашей страны иногда полезно посмотреть по сторонам: а как там у наших соседей? Порой зарубежный опыт бывает неплох. Об этом гостям конференции говорил и президент Союза работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» Александр Малов. В качестве показательного примера снижения смертности на дорогах он назвал действующий в Швеции, Норвегии и Финляндии закон о безопасности дорожного движения, который зафиксировал концепцию Vision Zero (концепция нулевой смертности).
– Этот закон предполагает запуск проекта, объединившего большое число компаний, занятых в дорожном строительстве, автомобилестроении, безопасности, сфере услуг; а также введение мер по устранению смертности на дорогах и травм в ДТП в целом. В этих странах отчетливо понимают, что человеку свойственно ошибаться. Авторы Vision Zero взяли за основу положение, согласно которому люди могут ошибаться, а автотранспортная система – нет. Так, благодаря соблюдению этого закона в Швеции в позапрошлом году погибло на дорогах 200 человек, в то время как у нас жертвами ДТП стали 18 тысяч. Цифры красноречиво говорят за себя.
Задачей государства является необходимость найти средства на обеспечение нашей с вами безопасности. И проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» должен в какой-то мере помочь в реализации этой цели.
Итоги
В ходе конференции отмечалось, что регионам Российской Федерации за 6 лет на приведение дорог в надлежащее состояние было выделено более 1 трлн рублей. Министр транспорта и дорожного хозяйства Дагестана Ширухан Гаджимурадов отметил, что выделенные деньги непременно должны быть освоены. «И осваиваться они должны качественно», – подчеркнул руководитель Минтранса РД.
Участники конференции помимо обсуждения реализации нацпроекта в стенах НОК «Журавли» также совершили производственную экскурсию на объекты реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Махачкале.